Оперой «Орлеанская дева» открыл 78-й сезон Башкирский государственный театр оперы и балета. Премьера состоялась 16 сентября в Большом зале обновленного здания театра, всего несколько месяцев назад распахнувшего двери после реконструкции. В результате масштабной переделки преобразилось не только его внешнее убранство: театр был коренным образом модернизирован. В частности, значительно расширились технические возможности сцены, что позволило создателям оперы воплотить в жизнь самые смелые задумки — как в плане звукового, так и визуального оформления оперы.
В Уфе свое видение «Орлеанской девы» представил молодой режиссер из Ижевска Филипп Разенков, незадолго до этого блеснувший на конкурсе «Нано-опера» в Москве. На пресс-конференции в канун уфимской премьеры он признался, что чувствует огромную ответственность за то, как публика воспримет его Жанну Д`Арк.
— Все постановщики очень разные — и как профессионалы, и как люди. У каждого свой темперамент, все представляют разные школы… Да и сам образ Жанны чрезвычайно сложен, многогранен, противоречив. И каждый из постановщиков привносит свое отношение к этому персонажу, — отметил Разенков.
На встречу с журналистами постановочная группа явилась практически в полном составе. Дирижер-постановщик — художественный руководитель башкирского оперного театра, заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Валерий Платонов, режиссер-постановщик — главный режиссер Государственного театра оперы и балета Удмуртской Республики, лауреат международных конкурсов Филипп Разенков, художник-постановщик — лауреат Государственной премии Республики Беларусь, лауреат премии «Золотая маска», в 1980-х годах главный художник Большого театра Белоруссии, а ныне живущий в Германии Эрнст Гейдербрехт, художник по костюмам из Мариинского театра (Санкт-Петербург) Татьяна Ногинова, хореограф-постановщик — представительница башкирской школы, лауреат международных и всероссийских конкурсов Ольга Даукаева поделились впечатлениями от проделанной работы и ощущениями перед предстоящим спектаклем.
— Здесь команда собралась, где все друг друга понимают. Нет такого, у кого личное мнение, личные амбиции превалируют. Поэтому для меня этот месяц был очень сложным, потому что работали мы очень много, но в то же время очень счастливым, — признался Филипп Разенков. — А для художника, кроме результата, очень важен еще и сам творческий процесс! Так вот, это время я провел замечательно. У меня появилось множество друзей. Вообще, вся театральная атмосфера в вашем городе очень хорошая, большое количество интересующейся, неравнодушной молодежи, интеллигенции…
Разенков явно «солировал» на пресс-конференции, охарактеризовав каждого из своих коллег по цеху.
— Получить приглашение от Валерия Платонова для меня было большой честью и огромной ответственностью, — отметил режиссер. — Валерий Игнатьевич сумел подтолкнуть меня к тому, чтобы я в этот спектакль вложил себя всего полностью.
Далее Филипп Разенков совершенно справедливо заметил, что в современном театре и искусстве вообще огромное значение приобретает визуальный ряд:
— Роль художника — художника по костюмам, художника-декоратора — в последние годы сильно возросла. Несмотря на то, что постановки Эрнста Гейдебрехта гремели еще в конце 1980-х годов — в тогдашнем Свердловске его команда снискала славу самой провокационной и смелой в оперном мире, а его самого называли «уральским феноменом» — он и сегодня среди нас самый молодой и современный! Татьяна Ногинова очень чутко и внимательно прислушивалась к каждой моей просьбе. Я излил огромное количество информации, надеялся, что если хотя бы процентов 20 воплотятся в жизнь — и то хорошо. Но когда я увидел то, что получилось, я, честно говоря, просто открыл рот! Ольга Даукаева: с ней тоже полное взаимопонимание было с первой репетиции. Было ощущение, что мы уже год назад все это репетировали и теперь просто вспоминаем!