От грусти барышни Анюты до подвига великой Иоанны

От грусти барышни Анюты до подвига великой Иоанны

Прошедший сезон выдался для Башкирского государственного театра оперы и балета непростым: заканчивался капитальный ремонт здания, многие спектакли шли не на родной площадке... Тем отраднее, что в грядущем, семьдесят восьмом сезоне театр наконец сможет в полной мере порадовать публику самыми яркими спектаклями из своего репертуара. В том числе и постановками, которые долгое время не шли на Большой сцене БГТОиБ.
Полюбившиеся зрителю балеты "Корсар", "Дон Кихот", "Бахчисарайский фонтан", "Ромео и Джульетта" снова будут радовать зрителя. В театр вернутся оперы "Школа влюблённых", "Тоска", "Снегурочка", "Паяцы", оперетта "Сильва". Кроме того, будут реализованы давно запланированные проекты.
Так, балет "Анюта", совсем недавно поставленный в театре Владимиром Васильевым, претендует на статус одного из главных событий сезона. Эта история, мыслями уводящая нас к знаменитому чеховскому произведению "Анна на шее", наполнена грустью, столь свойственной прозе Антона Павловича, и тонким психологизмом. Герои спектакля "выписаны" настолько ярко и жизненно, что вызывают неизменный отклик у аудитории. Владимир Васильев создал для сценической версии "Анны на шее" оригинальную эстетику, а замечательная музыка Валерия Гаврилина поразительно точно характеризует персонажей, в каком-то смысле провоцируя зрителя на смех, за которым все же читается грусть. Партию Анюты исполняют Гульсина Мавлюкасова, Гузель Сулейманова и Валерия Исаева, и работа каждой из них достойна, быть может, отдельной публикации.
Уже сейчас идут репетиции оперы "Орлеанская дева" Петра Ильича Чайковского в постановке Филиппа Разенкова. Напомним, что в мае зрителю была явлена концертная версия произведения, которой дирижировал художественный руководитель БГТОиБ, заслуженный деятель искусств России, народный артист Башкортостана Валерий Платонов. Партию Иоанны д'Арк исполняли Надежда Бабинцева и Лариса Ахметова, при этом обе солистки получили высокую оценку критиков. 
Ну а теперь готовится версия сценическая. Несмотря на классическую интерпретацию легенды об Иоанне д'Арк, в опере её образ раскрывается несколько по-новому. Это не столько святая дева, поступками коей двигает Божественная воля, сколько девушка, желающая жить обычной жизнью, но вынужденная исполнять свой долг. Сам режиссёр объясняет актуальность постановки следующим образом:
"Что такое для простого человека быть Пророком, что такое чувствовать в себе божественное предназначение? Это великий дар или страшное наказание? Чем сильнее личность, тем более тяжелые испытания выпадают на её долю и тем яростнее желание масс свести с ней счёты. Мне эта идея видится сегодня не просто актуальной, а злободневной. Это история о самопожертвовании и титаническом самопреодолении человека в мире, полном равнодушных и ищущих лишь личной выгоды людей. Вспоминаются слова великого русского философа Льва Шестова: "На самом деле пастухи были гораздо меньше нужны стаду, чем стадо пастухам". 
...Масштабным событием станет и премьера оперы Генделя "Геракл". Идея поставить столь редкое произведение принадлежит главному дирижёру Башкирского государственного театра оперы и балета, заслуженному артисту РБ Артёму Макарову. По его словам, он уже довольно давно обдумывал возможность подобной постановки в Уфе. Отметим, что сценические версии опер и ораторий Генделя - явление редкое, и их буквально можно пересчитать по пальцам в столичных, а уж тем более в провинциальных театрах России. В Европе и Америке музыка Генделя звучит довольно часто. У нас же интерес к его театральным произведениям, и вообще к старинной оперной музыке, возник относительно недавно.
"Постановка "Геракла" - первая в России, хотя, надо сказать, их вообще немного было в мире, - отмечает Артём Макаров. - Жанр "Геракла" определяется как оратория, хотя границы между оперой и ораторией в творчестве Генделя часто достаточно размыты. Мне кажется, наиболее точным жанровым определением будет "музыкальная драма". Сюжет не имеет никакого отношения к мифам о подвигах Геракла. В центре внимания - его личная жизнь, семейный конфликт на почве ревности, приводящий к страшным последствиям... Любовь, ревность, месть... Всё это актуально и в наше время, и во все времена".
На сцене театра вы также увидите один из сильнейших спектаклей репертуара - балет Арама Хачатуряна "Спартак" в постановке Юрия Григоровича. Сам мэтр говорил, что этот балет должен исполняться "на разрыв аорты", иначе теряется вся его драматическая напряжённость. Напомним, вначале великого Грига мучили сомнения: по силам ли нашему театру работа, касающаяся столь масштабного действа? Но после знакомства Григоровича с возможностями сцены БГТОиБ и исполнителями сомнения отпали. Характерные танцевальные партии главных героев, мощные номера с участием кордебалета - всё это словно дало уфимскому балету второе дыхание. Основная движущая сила Спартака - это в первую очередь страстная жажда свободы. В его трагической судьбе и борьбе за право на жизнь можно увидеть множество перекличек с существующей действительностью. Хореография Григоровича замечательным образом сливается здесь с присущей только Араму Хачатуряну музыкальной драматургией, основанной на резких контрастах - в ней европейская традиция органично сочетается с восточными интонациями...
Конечно, театр не забывает и о национальном репертуаре. Спектакль "Журавлиная песнь" в новом сезоне вновь откроет зрителю красоту классического башкирского балета. Его музыка напоена народными темами, наполнена своеобразными ритмами музыкального искусства нашего края. Оригинальная хореография Нины Анисимовой и Халяфа Сафиуллина в редакции Шамиля Терегулова позволила искусно вплести в классический танец башкирские мотивы, элементы обрядовой культуры. Своеобразие балета "Журавлиная песнь" как художественного явления определяется динамичным сочетанием классики и характерного танца. Развёрнутые массовые сцены, воссоздающие подлинную атмосферу сельских игр, плясок и хороводов, оригинальный рисунок танца журавлей - всё здесь дышит напоенным ветром воздухом Урала, его степей, предгорий и вершин...
Грядущий сезон - это новая глава в истории театра. В ней гармонично сольются классический русский балет, башкирская национальная культура и высокое оперное искусство. Мы уверены, что каждый спектакль найдёт отклик в душе зрителя и никого не оставит равнодушным. Знаменитый режиссёр Питер Брук считал, что театр может изменить жизнь человека к лучшему, привести его к новым мыслям и эмоциям. Подобное устремление, безусловно, потребует немалых сил и затрат. Но Башкирский государственный театр оперы и балета на примере своих спектаклей неоднократно доказывал, что способен расти и развиваться, достигая новых творческих вершин.

Материал подготовлен пресс-службой Башкирского государственного театра оперы и балета.
Фото Лилии Загировой

 

“The cultural world” web portal is the only media to tell about Bashkir culture. It also highlights the achievements of famous people in the republic, tells about young artists.

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Contact editorial office

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb