Питерские художники – Владимир и Андрей Ветрогонские

Питерские художники – Владимир и Андрей Ветрогонские

С 5 по 27 июня выставочный зал «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова представляет произведения двух художников из Санкт-Петербурга – отца и сына Ветрогонских. В экспозицию выставки вошло более 60 авторских работ.

Графическое творчество действительного члена Российской Академии художеств, народного художника РСФСР Владимира Александровича Ветрогонского (1923–2002) хорошо известно широкому кругу почитателей его таланта в России и за рубежом. Педагог, воспитанник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, ученик выдающихся художников-графиков А.Ф. Пахомова, К.И. Рудакова, В.М. Конашевича, Ветрогонский принадлежит к поколению советских художников-реалистов второй половины ХХ века.

Родился Владимир Александрович в 1923 году в Ленинграде. Ветрогонскому пришлось пройти через все испытания Великой Отечественной войны – пережить блокаду в родном городе, воевать на фронте. После демобилизации он запишет в своём дневнике, что «испытал чувство второго рождения…. Мы были наполнены восторгом перед жизнью, и никакие трудности не могли теперь сломить нас». Это настроение определило его творчество. После окончания института Ветрогонский нашёл тему, над которой работал почти два десятилетия – это послевоенное возрождение страны.

Так, в 1950-1960-е годы, Владимир Александрович, обращаясь к теме героического труда советского человека, создаёт графическую серию «Заводские будни» и «Шахтёры». На выставке демонстрируется несколько его работ на эту тему («Горновой», «Прокат», «У мартена», «Оператор», «На выпуске чугуна», «Смена идёт»»). Выполненные в технике литография и цветная линогравюра, они выражают дух времени, торжество идей. Вместе с тем, в них автору каким-то образом удалось избежать сюжетной литературности, прямолинейности, экзальтированного оптимизма. Не случайно, многие из этих работ вошли в золотой фонд советского искусства той эпохи.

В семидесятые годы, каждое лето путешествуя по стране – в Череповце по Неве, через Ладожское озеро, по старой Мариинс​кой системе, по Волго-Балту, художник задумывает цикл графических работ под общим названием «По родному Северо-Западу», в которых приметы времени, отмеченные крупным планом, и сегодня, остаются свежими и современными («Кометы в шлюзах», «На Вознесенском рейде», «Шлюзы Волго-Балта»).

В то же время в графических композициях В. Ветрогонского появляются другие приёмы – соединение индустриального пейзажа с лирическим. Его чёрно-белые литографии фиксируют заброшенные городские окраины, забытые дворы («Старые заборы», «Пикалёвский двор»).

В восьмидесятые-девяностые годы в творчестве Ветрогонского появляется новое настро​ение. Восхищаясь природой, художник запечатлевает каждое её дыхание, перемену: луч солнца, пробившийся сквозь серые тучи; рассеивающийся над озером туман; ветви одинокого дерева, склонившиеся над опустевшей деревней. Тончайшие пейзажи, написанные акварелью или выполненные в техни​ке литографии, приближают к душе художника, дают представление об отношении к жизни не меньше, чем когда-то серии знаменитых эстампов («Пасмурный день в Суоми», «На Валааме», «Оттепель», «Святогорье»).

После войны Владимир Ветрогонский много путешествует по различным странам. В результате этих поездок художником была создана прекрасная акварельная серия, в которой проявилась его необыкновенная наблюдательность и умение тонко чувствовать окружающий мир («Буриганга», «Бангладеш. В пути», «Бенгалия»).

В этот же период в творчестве Владимира Ветрогонского появляются новые интонации – он пишет лирические, проникнутые философичностью пейзажи, в которых всё больше и больше акцентируется вечность природы («Вечером», «Закат», «Зимние узоры», «Красный Бор», «Утро Александрова дня», «Белые паруса»).

Более пятидесяти лет Ветрогонский отдал преподавательской работе в Академии художеств. Начав с ассистента в мастерс​кой своего учителя А.Ф. Пахомова, художник стал профессором, руководителем мастерс​кой станковой графики и деканом факультета. Преподавателем он был самоотверженным, бесконечно преданным студентам. Он говорил, что «ученики – это моя моло​дость, им я обязан тем, что всегда должен быть в форме». Продолжая традиции своих учите​лей Ветрогонский стремился научить их не только мастерству, но и привить понимание высокой миссии художника. Свое звание художника Ветрогонский нёс гордо, и истово и искренне служил искусству. Признание его творчества и заслуг перед обществом неизмен​но к нему приходило. В 1993 году его избрали действительным членом Российской Акаде​мии художеств. С 2005 года по водным путям любимого художником Северо-Запада стал ходить сухогруз – «Художник Ветрогонский».

В наши дни Владимир Ветрогонский признанный классик, его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, и целом ряде других музеев в России и за рубежом.

Художник Андрей Ветрогонский – младший из трёх сыновей Владимира Ветрогонского принадлежит к поколению, начавшему свой творческий путь с 1980-х годов. По окончании средней художественной школы им. Б.В. Иогансона, он продолжает образование на графическом факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в мастерской своего отца – народного художника России Владимира Александровича Ветрогонского.

Отец часто говорил об Андрее: «сын то мой, а ум свой». Сын не пошёл по традиционному пути своего отца. Андрей Ветрогонский свои пристрастия определил стихотворной строчкой Александра Дольского: «…к чему давно привык…», которая стала эпиграфом его творчества. Он привык к скромной северо-западной природе, деревне, Петербургу («Наводнение зимой», «Просто пейзаж», «Синие купола»). Молодого художника интересовала мощная архитектура северной столицы, либо её затаённые уголки; переменчивость погоды и настроений горожан. Камерные композиции, с жёстким рисунком, в лилово-розовых и серо-коричневых оттенках масляной пастели, живо передают энергичную атмосферу сумрачного города и холодную красоту его окраин. Представленные на выставке, пейзажи, наделённые элементами иносказательности, декоративны, изысканы по цвету и неповторимы по настроению («Ссора», «Полынья», «Снег нападал»).

Нелёгкий процесс обретения творческой индивидуальности сопровождался у Андрея Ветрогонского чувством ответственности за профессиональный уровень своего искусства. Такая «высокая планка» вполне объяснима понятным стремлением молодого художника к самоутверждению рядом с творчеством отца, признанного мэтра ленинградской школы графики.

Пробуя себя в различных графических техниках, Ветрогонский «младший» быстро определил круг любимых мотивов и образов: питерские улицы, северные деревенские пейзажи («На Исаакиевской площади», «Пейзаж с лодками», «Тени»).

Андрей Ветрогонский художник скорее камерный. Его искусство соотносится не с социальными масштабными проблемами, а с жизнью конкретного человека. Пластически выразительны его жанровые композиции в технике масляная пастель, с их интересным цветовым решением («В концерте», «Красные стулья», «Белый рояль», «У АВэ во дворе»).

В 2000-е годы Андрей Ветрогонский много работает на натуре, его привлекает возможность красочно и пластически выразить всю гамму ощущений, связанную с непосредственным восприятием природы, со сменой времён года, с ритмами современного города. Особенно ощутимо это в пейзаже – одном из любимых жанров Андрея Ветрогонского. Серии городских пейзажей, своего рода прогулки по городу, основаны на единстве сюжетных мотивов и бесконечном разнообразии живописно-пластических характеристик.

В смешанной технике, с элементами коллажа решены композиции «У светофора» и «У Сампсония – Странноприимца».

Во всей своей изумительной красоте предстаёт перед зрителем природа в пейзаже «Осень на Карповке». В иной тональности пишет художник виды берегов Невы, её набережные, мосты, протоки, питерские площади и скверы, белые ночи. Он бережно фиксирует изменчивое состояние природы и придаёт своим подчеркнуто бессюжетным пейзажам конкретность авторского переживания и живописного видения. Неяркие по колориту, решённые в серо-коричневой гамме с активным использованием чёрного цвета, эти работы подчёркнуто скромны и графичны. В то же время, неброская живописность этих произведений как нельзя лучше передаёт атмосферу Петербурга («Сирень на Марсовом поле», «На площади Льва Толстого», «Корпус Бенуа», «Ваби Саби»).

Андрей Владимирович - участник многих выставок, как в России, так и за рубежом. Его работы хранятся в музеях Санкт-Петербурга и Москвы, в региональных музеях и частных собраниях.

Автор: Ольга Поленок.

 

“The cultural world” web portal is the only media to tell about Bashkir culture. It also highlights the achievements of famous people in the republic, tells about young artists.

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Contact editorial office

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb