Настоящая выставка представляет произведения из коллекции Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. Проект, в котором участвуют семьдесят пять авторов, включает лишь незначительную часть музейного собрания. Тем не менее, экспозиция скомпонована таким образом, чтобы представить зрителю те произведения, которые отражают основные тенденции и направления пейзажной живописи Башкортостана в различные периоды её развития.
Глубина содержания и благородство колористического звучания отличают произведения основоположника этого жанра в башкирском изобразительном искусстве, старейшего мастера А.Э. Тюлькина, развивавшего традиции реалистической русской школы. Он задал ту планку высокой духовности и живописной культуры, которая нашла воплощение в полотнах мастеров последующих поколений.
Ярчайшая страница истории башкирской пейзажной живописи – творчество ведущих его мастеров 1960–1980-х годов, утвердивших понятие «башкирская школа живописи» – Б.Ф. Домашникова, А.Д. Бурзянцева, П.П. Салмасова, В.А. Позднова, В.П. Пустарнакова. В экспозиции их эпические, лирические и романтические композиции с широким философским, картинным звучанием, яркой колористической выразительностью и индивидуальностью творческой манеры.
Во все годы и времена пейзажный жанр был востребован в творчестве башкирских художников, и, по сложившейся традиции, главным его содержанием стали образы уральской природы. В пейзажах они сумели передать её многоликую красоту, выразить свои размышления о вечном, о гармонии жизни природы и человека. Это свойственно большинству представленных произведений, в том числе и полотнам живописцев конца ХХ–начала ХХI веков, занимающим значительную часть экспозиции. Вместе с тем, работы последних отличает подчёркнутое многообразие живописных и композиционных приёмов, базирующихся, как на реалистических началах, так и на использовании элементов постмодернистских направлений, позволяющих создателям передать своё мировосприятие в стилизованной или символической форме. Многие произведения отличает самоценность живописи, способной вызвать в зрителе ответные эстетические чувства.
Подобный проект осуществлён впервые, он даёт широкую возможность каждому, прикоснувшемуся к этому поэтическому миру, испытать чувства открытия или соприкосновения с ним.