Свежесть взгляда

Свежесть взгляда

В выставочном зале «Ижад» БГХМ им. М.В. Нестерова продолжает экспонироваться выставка живописи и графики наивных художников Оренбургского края, представляющая более 80 произведений 27 авторов. Среди них, художники, чьи произведения известны в России и за её пределами – Анатолий Кашигин, Михаил Сердюков, Виктор Шнайдер, Сергей Степанов и другие.

«Наивное искусство» – условный термин, которым обозначают стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников и широкий круг их произведений, обладающих определёнными художественными особенностями. Сам термин «наивное искусство» происходит от французских критиков XIX–начала XX века, когда возрос интерес к наивному искусству и стал одной из граней увлечения. Местные варианты «наивного искусства» чрезвычайно разнообразны, но чётко выделяются общие его черты: свежесть, особая задушевность мировосприятия, подражание профессиональным «большим» стилям (на грани их пародирования), тесная связь с поэтикой фольклора.

Коллекция наивного искусства Оренбургским областным музеем изобразительных искусств создавалась в течение сорока лет, с конца 1970-х годов. Работы наиболее талантливых, ярких художников тщательно отбирались на областных и городских выставках самодеятельного творчества. Нынешняя коллекция насчитывает более 400 работ, выполненных с 50-х годов прошлого века вплоть до начала XXI века.

Одна из ранних работ «Натюрморт с арбузами» начала ХХ века принадлежит кисти самодеятельного художника Иерофея Мехеда, получившего основы художественного мастерства у профессионального живописца.

В 90-е годы среди художников музейной коллекции, стало хорошо известно имя Сергея Георгиевича Степанова, вошедшее во Всемирную энциклопедию наивного искусства. Кем бы ни был Сергей Георгиевич по профессии: совхозный учётчик, плотник, он всегда оставался художником. Его живописным и графическим работам свойственны спокойствие и душевная тишина, размеренность и простота. В своих картинах художник изображает всё, что видит или представляет по памяти: автобиографический рассказ о кровопролитных боях под Калининградом в 1942-м, где в перерывах между боями он впервые взял в руки карандаш и начал рисовать; о романтических буднях на целине в 1954-м, об исторических событиях родного края («Воспоминания о боях», 1975, «Знакомство на целине», 1979, «Прибытие войск», 1984).

Изумительно, с ювелирной тонкостью художник передаёт в своих произведениях фактуру охристой земли и изумрудной травы, декоративные костюмы персонажей. Его сюжеты развёрнуты как на ладони, изобилующие подробными повествовательными жизненными рассказами. Герои Степанова сильные и крепкие, они прочно стоят на родной земле, на которой живут и трудятся. С мягкой иронией, но глубоко и искренне изображает он рубку леса в картине 1978 года «Новые мостки», где чередование фигур вносит особый ритм и оживление в композицию.

Сравнительно недавно в коллекцию Оренбургского музея поступили работы Владимира Павловича Трубина, чьи лирические рассказы о жизни семьи или отдельного человека трогают до глубины души. Мягкий, сдержанный колорит его работ уже подготавливает зрителя к созерцанию, быть может, чего-то личного, откровенного. Так же, как и многие наивные художники, Владимир Трубин прибегает к плоскостной композиции, пластичности рисунка и ритмике фигур, цветовому контрасту. Тёплый, сдержанный колорит его композиций вносит эмоциональный оттенок в задуманный автором сюжет («Велосипедист», «Бальный танец», – 2012, «Утешитель одинокой старости», 2013).

Среди экспонентов наивного направления на выставке представлены и прекрасные работы женщин-художниц – это Ирина Гильдебрандт, Надия Тюлькина, Надежда Глахтеева и Лариса Нестерова. С изысканным вкусом и неподражаемым артистизмом выполнены ими портреты и натюрморты («Портрет актрисы З. Карпович», 2004, «Натюрморт. Наивные цветы», 1992, «Цветы и абрикосы», 1964, «Кошка и божья коровка», 2013).

Один из ярких представителей наивного искусства нового поколения стал Николай Семёнович Акучуков. Инженер по образованию, ныне бизнесмен, увлекающийся велоспортом, обладатель прекрасным оперным голосом и талантом живописца, он и в 85 лет сохраняет бодрый дух. Прекрасный архитектурный ансамбль запечатлён художником в картине «Петергоф» (1996), с его белоснежными фигурами на переднем плане, живописно контрастирующими с нежной зеленью парковых клумб и голубыми далями. Тщательная выписанность деревьев, белокаменного собора и заснеженной дороги в полотне «Владимирская земля» (1996) говорит о восхищении художником прекрасным. Любование природой во всех её проявлениях, творением рук человеческих – главные достоинства произведений Николая Акучукова.

«Брейгелем ХХ века» когда-то назвали Виктора Иосифовича Шнайдера. В его живописных эпопеях, с развёрнутым к зрителю экспозиционным планом, прослеживается философская правда жизни. Как на киноленте, кадр за кадром прокручивается детство и юность художника в его картинах. В одной из них мы видим толпу женщин, стариков и детей, гонимых войной по широкой, бескрайней дороге, с небольшими котомками в руках. В их лицах тревога, растерянность и безысходность. Многофигурная композиция сконцентрирована в центре холста. Медленный ход толпы ограничен двумя придорожными столбами и стадами домашнего скота. Напряжённость создаёт контрастирующая с поблекшим небом ядовито-жёлтая дорога. («Наше детство. Эвакуация», 1984). В других произведениях – труд во имя жизни, надежда на лучшее, пробуждение природы. Здесь вступают в свой ритм и раскидистые ветви срубленных деревьев, и дружная работа сельчан, и симметричный полёт над рыжим полем и синим озером пернатых («Наша юность», 1989, «Жатва», 1986–187, «Машины в поле. Зима», 1994, «Утиный плёс», 1989).

Невероятной динамикой и экспрессией наполнены произведения пожарного из Новотроицка Анатолия Петровича Кашигина. Первая картина, попавшая в областной музей, была «Цыгане». Две работы из этой серии – «Чай» (1983) и «Цыганка» (1987) ярко раскрывают свободолюбивый характер этого народа, романтику будней.

Живописные композиции Анатолия Кашигина наполнены страстью, темпераментом, будь это темы, посвящённые непосредственно его профессии пожарного, либо анималистическая серия, или портреты простых и знаменитых людей. Рассматривая его «животный мир», создаётся впечатление, что художник пишет, не отрываясь от холста, словно стремится запечатлеть своих персонажей в один миг. Между тем, в клубке хаотичных линий и цветовых пятен завуалировано вырисовывается силуэт надменного «верблюда», грустного «тигра», неуклюжего «слона» или благородной «собаки». Колорит его картин – жаркий, пылающий, пластика льющихся форм обозначена насыщенным локальным цветом, герои его произведений выглядят неуклюже, мешковато, но со своим стержнем и характером. Каждый из них представлен в определённое время, в конкретной среде и ситуации («Тревога», 1978, «Вязальщица», 1981, «Портрет мужчины на красном фоне», 1982, «Атаман В.В. Жуков», 1992).

Особого внимания на многочисленных выставках самодеятельного творчества 70–80 гг. прошлого века были удостоены произведения Михаила Григорьевича Сердюкова. Живописные полотна художника лиричны и музыкальны. Его женские образы романтичны и сентиментальны. Ёмкость композиции, плавность линий, обтекаемость силуэта, тёплый колорит, декоративность цвета вносит в картину элемент непринуждённого позирования, отрешённой мечтательности («Повариха», 1980, «Диана», «Ждёт милого» – 1990). Фантастически выглядит природа в его пейзажных вариациях («Весна и свежий ветер», 1989, «Пейзаж с оленем», 1993). Жанровая композиция 1980 года «На заре юности», возможно, напомнит зрителю известный мотив песни времён гражданской войны 18-20-х годов прошлого века «Дан приказ ему на запад…».

Графические миниатюры на сказочную тему, выполненные в различных материалах – тушь, чернила, гуашь, фломастер, не уступают в своём мастерстве ведущим профессионалам. Бережное отношение к листу, грамотное построение композиции на плоскости и соотношение тональностей позволило художнику создать удивительный мир своих реалий и фантазий («Мой край родной», «Рябинушка», «Лесная сказка» – 1989, «Берёзки у реки», 1992).

В 90-е годы нашего времени, когда на различных выставочных площадках: в экспозиционных залах государственных музеев, галереях и других культурных учреждениях появляются выставки, захватившие зрителей смелостью, разнообразием и неординарностью приёмов, направлений, новая волна «наивного искусства» привлекла своей чистотой и свежестью восприятия мира. Чаще всего авторами этих произведений являлись городские жители, технари, с инженерным образованием, в своё время работавших на крупных промышленных предприятиях, с выходом на пенсию, найдя вдохновение в занятии искусством. Опираясь на традиции русской пейзажной школы XIX века, используя приёмы лессировочной многослойной живописи, представители этого направления ищут в собственном творчестве свою манеру, свой почерк, свои источники вдохновения.

Таковы произведения Михаила Остапова («Удачная охота», 1998), Николая Пустовалова («Первая рыбка», 1998) и Владимира Приезжева («Охотник», 1993). В этих работах царит покой, тишина и умиротворение. Авторов не волнуют глобальные катаклизмы, происходящие в современном мире, они не ставят перед собой определённые задачи изображения действительности с критической точки зрения. Вместе со своими героями они просто отдыхают, созерцают природу, ведут неторопливый разговор с собеседником.

Деревенские пейзажи Петра Ханина и М. Мастрюкова реалистичны, наполнены оптимизмом («Подсолнухи», 2005, «Село Вязовка»).

Монументальные полотна Мансура Куватова, Александра Голубова и Владимира Тимофеева покоряют профессионализмом, основательностью композиции, живописным мастерством, чувством прекрасного («Слияние рек Урала и Ори», «Нежданный снег» – 2003, «Зиянчуринская трасса», 2001).

Привлекает внимание сдержанный, с мягким, серебристо-охристым колоритом пейзаж «Пост» (2000) Льва Борисовича Ильинского. В прошлом машинист, ныне пенсионер, нашёл своё хобби в создании незатейливых пейзажей с лентой железнодорожного полотна со стальными рельсами, устремлёнными в бесконечную даль, станционным домиком у дороги, да нарушившим тишину появившемся на горизонте поездом.

Декоративный «Натюрморт с шампанским» Асхата Гиматдинова возвращает зрителя к лубочным картинкам в народном стиле и красочным рекламным афишам советской эпохи.

Украшением экспозиции стало графическое произведение «Домой. Зима в Оренбурге» (2010) известного в Европе немецкого художника-любителя Франца Иосифа Гриммайзена, в Оренбург которого привело желание познакомиться с творчеством самодеятельного художника Сергея Степанова.

В целом, выставка наивных художников Оренбурга производит неизгладимое впечатление на зрителя своим тематическим и жанровым разнообразием, свежестью взгляда, богатой колористической палитрой, многообразием техник.

Выставка показала, насколько наивные художники могут быть профессиональны в своём творчестве, не уступая известным мастерам мирового искусства.

Перейти к фотогалерее

Фото – Валерий Широков, Александр Погудин.

 

“The cultural world” web portal is the only media to tell about Bashkir culture. It also highlights the achievements of famous people in the republic, tells about young artists.

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Contact editorial office

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb