Уфимцы увидели историю женщины и её демона

Уфимцы увидели историю женщины и её демона

На сцене Национального Молодежного театра РБ им. Мустая Карима прошел спектакль Государственного русского драматического театра Стерлитамака «Женщина и ее демон».

Драма американского прозаика польского происхождения, лауреата Нобелевской премии Исаака Башевиса Зингера и Ива Фридмана «Тойбеле и ее демон» привлекала лучшие театральные коллективы страны. Премьера спектакля в Стерлитамаке состоялась в конце февраля этого года. А сейчас он был представлен уфимам.

Перед зрителями развернулись судьбы живших в конце позапрошлого столетия в польском местечке Фрамполь женщины, оставшейся, как тогда говорили, «соломенной вдовой», и влюбленного в нее нищего помощника учителя, озорника «без царя в голове».

В 35 лет молодая красивая трудолюбивая женщина, к тому же образованная и религиозная, которую все называют ласково «Тойбеле», после внезапного исчезновения мужа оказалась в безвыходной ситуации — по религиозным канонам замуж ее никто не возьмет, пока не будет доказана его смерть.

Из купленной у коробейника книги она узнает о похитившем душу молодой женщины демоне, обращавшемся с ней как муж с женой. Эту историю она в деталях пересказала подругам. А в это время мимо дома Тойбеле проходил помощник учителя каббалист (знаток религиозно-мистического учения) Алхонон, «шлемазл», по мнению окружающих, то есть неудачник. Услышав историю, он решил воспользоваться случаем — прокрался глубокой ночью к Тойбеле, которая ему всегда нравилась, представился повелителем тьмы, града и дождя, грома и злого духа Гурмизахом, и, пригрозив ей страшными мучениями за непокорность, овладел ею.

Взяв слово держать его посещения в тайне, «демон» стал регулярно навещать женщину, ответившую ему взаимностью. В огне взаимной страсти сгорели моральные нормы и строгие религиозные запреты. Тойбеле даже перестало смущать сходство строения тела, привычек, переживаемых «демоном» чувств с обычными людьми, ибо тот убедил ее, что, вступая в связь с земной женщиной, демон принимает человеческий облик.

Он уговаривает ее выйти замуж за бедного «шлемазла», она долго не соглашается, но в конце концов встает под свадебный балдахин -хупу, после того, как дружок Алхонона Менаша изготавливает фиктивное свидетельское показание о смерти мужа Тойбеле.

Но Тойбеле не узнает в новом муже, презираемом ею Алхононе, своего ночного возлюбленного и тоскует о Гурмизахе, на объятия которого страстно отвечала. Эротических сцен в спектакле достаточно, но решены они вполне целомудренно по сравнению со многими современными спектаклями.

Местный раввин (заслуженный артист РФ Николай Панов), подозревая Алхонона в обмане, насильно заставляет того признаться жене, что он — ее «демон». Тойбеле отказывается верить и от горя заболевает. Тогда ребе просит мужа солгать, дать ей уйти из жизни с миром в душе: «Когда человек надевает на себя чужую личину, эта личина становится частью его естества. Притворяясь демоном, ты был демоном. Если ты признаешься, это будет благодеяние, а не грех».

Муж сбрасывает с себя лохмотья, прикрывающие наготу, и предстает перед Тойбеле любящим ее неотразимым демоном, рассказывающем о том мире, где они вскоре встретятся навсегда. Тойбеле счастлива, она умирает, воссоединенная со своим «демоном».

Подробнее

 

“The cultural world” web portal is the only media to tell about Bashkir culture. It also highlights the achievements of famous people in the republic, tells about young artists.

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Contact editorial office

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb