Даже те, кто совсем далек от балета, знают про «Лебединое озеро». Да что там! Для многих непосвященных само балетное искусство ассоциируется с «Танцем маленьких лебедей», с его удивительно легко и навсегда запоминающейся музыкой, с точеными фигурками его исполнительниц в белых пачках (балетная юбка — прим.авт.). А ведь это лишь одна небольшая сцена всемирно известного творения Петра Чайковского, которое включает два действия и длится больше двух часов. Так что неудивительно, что постановки «Лебединого озера» всегда проходят с аншлагом. Не стал исключением и спектакль, состоявшийся 19 июня в Государственном концертном зале «Башкортостан». Жарким вечером пятницы, в канун уикенда, многие предпочли остаться в городе, чтобы не пропустить представление. И не были разочарованы! Происходящее на сцене было — как бы правильно подобрать слово! — сказочным, волшебным.
Декорации, костюмы, свет и, конечно, завораживающая музыка гениального композитора и мастерство танцоров Башкирского государственного театра оперы и балета — все было на высоте! «Лебединое озеро» в репертуаре театра с 1998 года. За это время образы героев спектакля примерили на себя многие артисты труппы. Не исключение и главная женская партия Одетты-Одилии. На этот раз ее исполнила прима башкирского театра Гузель Сулейманова. Незадолго до выступления она рассказала читателям «Электрогазеты», что для нее этот балет.
«Станцевать «Лебединое озеро» мечтает любая балерина, а исполнить основную партию — это значит взять определенную высоту, подняться на целый уровень выше. Причем не каждая балерина по своим данным может «вытянуть» эту партию, достигнуть этой планки, — отметила наша собеседница. — Сама я довольно долго шла к этой роли — исполнила ее на четвертый-пятый год работы в театре. На сегодняшний день мой стаж на сцене составляет уже 20 лет, но каждый раз перед «Лебединым озером» я волнуюсь, пожалуй, больше, чем перед любым другим спектаклем. Партия «Одетта-Одиллия» и сложная, и интересная, а еще для балерины здесь отрывается столько возможностей для творчества! Одетта — это лирический, романтический образ, а Одиллию каждая по-разному исполняет: она то больше бравурная, соблазнительная, то холодная, коварная. Я тоже каждый свой спектакль стараюсь танцевать по-разному, ищу новые нюансы. В нашем деле без этого нельзя. Ведь сколько у меня уже «Лебединых» было! Мы за одни гастроли порой по 50 спектаклей отрабатываем! И если в каждый спектакль ты не будешь вносить что-то новое, что-то совершенствовать, если будешь, как робот, просто отрабатывать, ты не будешь даже стоять на месте — ты скатишься вниз. В нашем деле мы всю жизнь учимся. Даже педагоги, которые закончили сценическую карьеру, продолжают учиться на своих учениках. И сама профессия не стоит на месте! Все движется вперед, все более высокие требования предъявляются к балеринам — сейчас уже 32 фуэте никого не удивишь! Техника очень сильно развивается. И притом, что все должно быть четко с технической точки зрения, надо делать это настолько филигранно, настолько легко показать на сцене, чтобы зритель не увидел того труда, который ты вложил в эту партию в балетном зале.
Бывает, напряжение очень сильное — какие-то факторы, которые усложняют выступление, — но танцевать надо так, чтобы зритель ничего не увидел, чтобы ему казалось, что тебе все легко и просто дается.