В выставочном зале "Ижад" работает новая выставка

В выставочном зале "Ижад" работает новая выставка

В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова работает выставка, представляющая более 250 студенческих работ из учебно-методического фонда кафедры «Архитектура» архитектурно-строительного факультета Уфимского государственного нефтяного технического университета.

Участники выставки – студенты, обучавшиеся на архитектурно-строительном факультете УГНТУ с 1977 по 2014 годы, большинство из которых победители и дипломанты международных конкурсов по архитектурному рисунку.

Кафедра «Архитектура» на базе Уфимского нефтяного института была открыта в 1977 году. В течение нескольких лет на кафедре развивалась методологическая стратегия преподавания рисунка, а с 1986 года начались серьёзные исследования по темам: «Копия и анализ гравюры» и «Методические основы и техника академического рисунка».

С 1987 по 2011 годы кафедра пополнилась талантливыми преподавателями – живописцами, графиками, архитекторами, скульпторами и дизайнерами, существенно повлиявшими на процесс преподавания архитектурного рисунка. Каждый из преподавателей вложил свой опыт, знания и частицу своей творческой души в разработку методики преподавания дисциплины «Рисунок». В результате сложилась команда педагогов-единомышленников, по сей день сохраняющая в своём творческом движении приверженность тому стратегическому курсу, который был определён их учителями.

Рабочий состав преподавателей изобразительных дисциплин – творчески активный коллектив, постоянно представляющий свои работы на художественных выставках, конкурсах по архитектуре и дизайну регионального и международного уровня. Педагоги совместно со студентами ведут научно-исследовательскую работу и публикуют результаты этой работы в статьях материалов международных научно-методических конференций по проблемам и технологиям обучения архитектурному рисунку.

Экспозиция представляет дипломы Международных конкурсов по архитектурному рисунку, награды студентов архитектурного отделения УГНТУ, грамоты, благодарственные письма УГНТУ за активное участие в Олимпиадах по дисциплине «Рисунок». Зритель познакомится также с каталогами «Мыслить рисунком», «Архитектурный рисунок», «Копирование шедевров мировой графики в процессе овладения изобразительной грамотой», «Анализ копирования шедевров мировой графики», автором которых является график, член СХ СССР (РФ), ТСХ-МСХ РФ, СД России, заслуженный художник РБ, кандидат педагогических наук, профессор Валерий Александрович Мельников. «Универсальный учебник законов изобразительной грамоты и «ключ» к творчеству гения Возрождения «Леонардо да Винчи. Вид долины Арно» представит совместную работу преподавателей УГНТУ (В.А. Мельников, Д.А. Ильясов, Э.Э. Пурик).

Большой интерес в экспозиции вызовут курсовые работы студентов по графическому дизайну: «Ордер. Техника рисунка», «Фирменный стиль», «Анализ ахроматического тонального ряда», «Анализ шедевра мирового искусства» («Альбрехт Дюрер», «Микеланджело»), «Анализ трансформации японской гравюры в архитектуру», «Мастерская авторской мебели», пленэр «Летний театр» и другие.

К наиболее ранним графическим работам относятся «Дискобол» (1980) Алексея Ягодина, «Обнажённая фигура» (1981) Александра Борисова и «Портрет девушки» (1983) Дамира Магафурова. Подготовительные рисунки, представляющие собой академическое изучение анатомии человеческого тела, предполагают точное соблюдение законов изобразительной грамоты, совершенствование техники исполнительского мастерства и создание архитектурно-образного мышления. В карандашной технике, с соблюдением академического стиля выполнены студентами «микеланджевские» торсы и «далинианские» метаморфозы («Маска Давида», «Гомер», «Умирающий раб», «Трансформация»). Многочисленные рисунки с гипсовых статуй мифологических героев дают возможность студентам не только изучить скульптурный материал, но и проявить собственную фантазию, показать свою грамотность в той или иной графической технике, передать определённое движение, трансформировать образ.

В сложных ракурсах и умелой тональной разработке представлены композиции «Куб. Крепость», «Мятая бумага», «Самсон», «Бельведерский торс».

Грамотно разместили свои модели на плоскости бумаги Семён Кучеров и Анастасия Шаблинская («Портрет студентки», «Портрет Маши»).

Жанр «натюрморт» тоже имеет свои строгие композиционные и технические законы, что доказывают произведения Екатерины Петропавловской и Ксении Ивановой.

Весёлые шаржи и наброски, портреты однокурсников в непринуждённой позе и многофигурные композиции в технике карандаш и фломастер, говорят, прежде всего, о профессионализме, наблюдательности и хорошем чувстве юмора студентов.

Своеобразный «живой уголок» в технике цветной карандаш, уголь, перо и тушь представляет грациозные и забавные позы животных и земноводных, выполненных на профессиональном уровне, как студентами, так и их преподавателями («Кошки», «Кролик Степан», «Биллик», «Сфинкс», «Лягушка. Трансформация»).

Архитектурная фантазия авторов не ограничивается изображением старинных уголков родного города («Гостиный двор», «Старая Уфа. Улица Ленина», «Уфимская слобода», «Старый дом», «Уфимский дворик»). Здесь можно увидеть и величественный «Исаакиевский собор» и изумительную казанскую архитектуру, средневековую готику, «Монастырь Монсеррат» и «Таинственный образ Нотр-Дама». В карандашной технике студентами решена глубина архитектурного пространства зала Башкирского театра Оперы и Балета, Миланского Кафедрального Собора, музея Естествознания в Лондоне.

Мастерски, с использованием смешанной техники, выполнена натурная работа Рустама Алибаева «В храме». Льющийся сквозь своды свет, проскальзывая по настенным росписям, постепенно заполняет пространство храма.

«Соборную» галерею продолжают композиции «Храм», «Троице-Сергиева лавра», «Собор», «Собор св. Вита. Прага», «Казанская колокольня», где выверена каждая линия, своеобразен штрих, своё место имеет цветовое пятно.

Филигранная техника резьбы по дереву, отражение разных временных пространств воплотилась в «Деревенскую архаику» Амира Каюмова. Его же карандашная версия «Звон храма» поразительно передаёт ширь пространства, силу и мощь церковных колоколов, парящих над обетованной землёй.

Традиции реалистического рисунка сохраняются как в портретном, так и в пейзажном жанре. Лирический образ улыбающейся девочки смотрит на нас с портрета Элеоноры Белецкой. В «Зимнем пейзаже» Юлии Заитовой всё просто: деревенская улица в горной местности с покосившимися домами, обветшалый двор, обнесённый частоколом, старый колодец, старушки, обменивающиеся последними новостями, да пробегающий мимо них, смекалистый школьник. В композициях «Старое и новое Уфы» и «Уфимский двор» патриархальная тишина замкнутого двора и булыжная мостовая старого города с дамами и кавалерами прошлого века противопоставляется безудержному ритму современного города – высоким небоскрёбам, шумным улицам, несущимся машинам, асфальтированным тротуарам, спешащим пешеходам.

Студенты смело владеют не только техникой карандашного рисунка, но и тушью, пером, углем, цветным карандашом, достигая в своих работах чёткой, уравновешенной композиции, архитектурной точности и образной выразительности. Конструктивно-аналитический подход в изучении формы наблюдается в таких работах как «Сквозь», «Венеция», «Охотный ряд». Нелёгкая задача передать глубину пространства, причём с разных точек зрения, показать вид сверху и в то же время вид снизу была поставлена в композициях «Втягивающее пространство» Анитой Хрусталёвой, «Архитектурная фантазия» Булатом Хайрутдиновым, «Abyssus abyssum invokat» Амиром Каюмовым, «Двор» Екатериной Селезнёвой.

Серия «Пленэр» в технике цветной карандаш живописно передаёт архитектурные строения Уфы, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. Графические зарисовки заброшенных уголков старой деревянной Уфы и руины когда-то действующих соборов, ярко противопоставлены ныне отреставрированным храмовым ансамблям. Современный город, с его величественными небоскрёбами, зеркально отражёнными в параллельных архитектурных сооружениях, дают неограниченные вариации авторам в выборе темы («Полёт над мегаполисом», «Перекрёсток», «Фантазия»).

Автор: Ольга Поленок.

Фото: Валерий Широков.

 

“The cultural world” web portal is the only media to tell about Bashkir culture. It also highlights the achievements of famous people in the republic, tells about young artists.

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Contact editorial office

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb