Открытие любой выставки для каждого музея – это праздник. Все сотрудники хлопочут: достают картины из фондов, проверяют сохранность, создают макеты развески, долго спорят, отстаивая свое видение концепции, вешают, проверяют этикетаж… И затем с замиранием сердца ожидают «часа икс» - как пройдет открытие, как пойдет публика, какие будут отзывы о выставке…
А в Художественном музее им. М.В. Нестерова – двойной праздник: отмечается его 95-летие и музей-именинник получает долгожданный подарок, который готовился несколько лет. Это выставка шедевров русской живописи 19 – начала 20 веков из собраний одиннадцати музеев России. Волнений и суеты было предостаточно. Это очень смелый шаг – нарушение целостной концепции у себя в музее ради другого музея, у которого готовится праздник и самые дорогие полотна отправляются в сложный путь, хотя реставраторы опасаются лишний раз с них даже пылинки смахнуть. Не говоря уже о том, чтобы сменить температурный режим, сняв и упаковав, отправить в дорогу. Но уважение к уфимскому музею перевешивало все опасения хранителей коллекций. Тем не менее, они приехали со своими сокровищами в Уфу. Здесь их ждала радушная встреча – гостям показали город, особенно прихорошившийся к саммитам, местные музеи, экспозиции которых заставили забыть об официальных обедах… Но торжественный миг близился. И вот состоялось официальное открытие юбилейной выставки.
Прибыли главные хранители музеев, заместители директоров по науке, выставочной деятельности, представители Министерства Культуры и Регионального отделения ВТОО «Союза Художников России» РБ, СМИ, художники и друзья музея – его постоянные посетители. Как правило, юбиляру дарили цветы и картины под музыку Вивальди и Боккерини, звучал курай и кубыз (лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист БГФ им. Х. Ахметова – Ильнур Хайруллин), произносились приветственные речи.
Заместитель министра культуры РБ Шамиль Фаилевич Абдраков в частности сказал, что облик музея был обновлен менее года назад (построено новое современное по технической начинке Фондохранилище. – прим. Авт.), состоялось немало проектов с экспонированием искусства Китая и Монголии, фронтового рисунка из фондов СХ России, что оценили гости саммитов ШОС и БРИКС, проходивших в Уфе. Осуществлен и проект «Образ Востока в русском искусстве первой половины 20 века», организованный Министерством культуры России и Всероссийского музейно-выставочного центра РОСИЗО с участием коллекций Третьяковской галереи, Музея народов Востока, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш.Марджани и Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева.
Поддержка Гранта Президента республики позволила осуществить столь же значимый проект, представленный ныне – это выставка произведений из одиннадцати музеев России, посвященная юбилею Башкирского художественного музея им. М.В. Нестерова. Выставка поистине уникальная, так как открывает уфимскому зрителю новые имена, а также творения прославленных мастеров русского искусства разных направлений – от Тропинина и Васнецова, Репина и Сурикова до Кустодиева, Маковского, Лентулова и Фалька. Сто лет русского искусства на самом его пике! Одни только эти имена говорят о высоком уровне настоящей экспозиции.
Шамиль Абдраков выразил благодарность организаторам выставки и всем музеям, предоставившим свои экспонаты – ведь зачастую они не только доставались из обменных фондов, но и снимались с постоянной экспозиции. Он отметил, что значение этого события в культурной жизни республики огромно. Ибо это жемчужина русской классики и своеобразная школа для башкирских художников, так что остается пожелать творческих успехов и яркого проведения этой выставки.
От имени сотрудников музея Правительство республики и Министерство культуры за возможность осуществления столь значимого и готовящегося два года проекта поблагодарил директор Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, заслуженный художник России и Башкортостана Айрат Рауфович Терегулов. Он подчеркнул, как долго шли переговоры, согласования, но в результате их была собрана уникальная экспозиция, представляющая произведения ведущих русских мастеров. Много нового узнают о них уфимские зрители…
Обмен подарками для музейщиков – очень торжественное событие, ведь речь идет о каталогах и альбомах, позволяющих поглубже познакомиться с коллекциями и фондами других музеев. Представители музеев – участников выставки – обещали с удовольствием откликнуться на новые проекты Художественного музея Уфы. Во время торжественной части открытия продолжали тем временем зачитывать приветственные адреса от ведущих музеев страны, дарить цветы, преподносить альбомы, сборники научных сообщений и даже картины…
Благодарность всем музеям и их представителям выразила заместитель директора БГХМ, главный хранитель музея, заслуженный работник культуры России и Башкортостана, куратор грандиозного юбилейного проекта Валентина Мефодьевна Сорокина.
«Ещё раз хочу поклониться и выразить сердечную благодарность всем откликнувшимся музеям, принявшим участие в этом красивейшем, уникальнейшем и благородном проекте», - сказала она.
Как ветеран музея, В.М. Сорокина поделилась интересными деталями, касающимися истории музея и его коллекции, начавшейся со 103 произведений (включая 30 работ самого дарителя), преподнесенной Уфе в 1913 году великим земляком, русским художником М.В. Нестеровым. Главный хранитель рассказала о том, как выбиралось место для музея, упоминались имена архитектора и друга Нестерова - А. Щусева, первого директора И. Бондаренко, владельца усадьбы, в которой ныне размещается музей - купца М. Лаптева, самарского зодчего, автора данного особняка А. Щербачева – без них не состоялось бы этого события сегодня. В октябре 1919 года власти города приняли решение передать уникальный дом в стиле позднего модерна Художественному музею, задуманному М.Нестеровым и уфимская публика смогла лицезреть картины уже 5 января 1920 года. Время было очень неспокойное. В архиве музея есть уникальные записки устроителя музея Ильи Бондаренко, который с великим трудом доставил из Москвы в Уфу 16 ящиков бесценных полотен в условиях гражданской войны и последствий революции. Пока функционировали лишь три зала, но благодаря энергии И. Бондаренко, коллекция стремительно увеличилась и к открытию составила уже 1500 экспонатов.
Классическая часть коллекции сформировалась в начале ХХ века, - продолжала В. Сорокина, - Нестеров продолжал дарить музею свои произведения». Впоследствии начались контакты с его дочерьми и внучками и в итоге мы имеем 107 произведений великого мастера и еще бесценный мемориальный раздел. Искусство Западной Европы, Русская живопись и графика, Восток – это 1920-е годы. Источники поступлений – разнообразные. Иконопись великолепная – ее ценнейшая часть XV-XVI веков – от реставратора Григория Чирикова, уцелела только благодаря тому, что оказалась у нас. Хронологические рамки нашей коллекции XII – XI столетия. Есть и медальерное, и ювелирное искусство. Но бОльшая часть коллекции – это то лучшее, что создано башкирскими мастерами в народном и профессиональном искусстве. Всего в музее более 12 тысяч экспонатов, 2/3 из которых - башкирское искусство.
Активное поступление было в советское время, когда поступления шли из многочисленных источников. Так складывалась коллекция произведений советского искусства, многое из которой ни разу не представало перед зрителем. Так что имеется множество интересных возможностей для проектов на будущее. В музее действует профессионально оборудованная реставрационная мастерская, позволяющая обеспечивать высочайший уровень сохранности коллекций. В наше время источником поступления в музей является художественно-экспертный совет Министерства культуры РБ.
В заключение главный хранитель музея В.М.Сорокина поблагодарила всех посетивших юбилейные торжества и сообщила, что впереди – новые творческие проекты и интереснейшее межмузейное общение.
Представитель одного из старейших музеев России – Самарского областного художественного музея – заместитель директора по научной работе, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры Самарской области Татьяна Анатольевна Петрова поблагодарила нестеровский музей за многолетнее сотрудничество, которое начиналось с выставки произведений Д. Бурлюка в 1995году. Она выразила признательность Правительству республики от лица участников выставки за организацию сегодняшнего масштабного проекта в рамках содружества 11-ти музеев страны.
Заместитель председателя Правления Союза художников республики, Рафаэль Аглямович Салимгареев и ответственный секретарь Марина Олеговна Садыкова поздравили музей с юбилеем и преподнесли в дар годовую подписку на журнал «Русское искусство». «Выставка прекрасна, даже испытываешь шок от количества знаменитых имен, - сказал Р. Салимгареев, - причем все прекрасно понимают, как сложно было музеям расстаться со своими бесценными произведениями и даже на время отправить их в Уфу. Так что это поистине подвижнический труд и огромный вклад искусствоведов и кураторов.
Прочувствованное поздравление прозвучало от представителей уфимской галереи «АРТ-эксперт», заслуженного деятеля искусств РФ и РБ Ирины Николаевны Оськиной и директора галереи Ильсеяр Анваровны Ларионовой. Они отметили, что 95 лет – это немало для музея, а впереди грядет великая дата – столетие. «Выражу общее мнение, - сказала И. Оськина, - что музей – это образец, эталон высокого художественного и экспозиционного вкуса. Работают здесь звезды искусствознания – российского и башкирского – Валентина Мефодьевна Сорокина и Светлана Владиславовна Игнатенко, а директор – художник-график с мировым именем Айрат Терегулов. Это достойное содружество, украшающее любой музей и создающее ему славу.
Художественному музею им. М.В. Нестерова было преподнесено живописное полотно каракалпакской художницы Тамары Аксировой «Затерявшийся трамвай».
Главный хранитель Татьяна Леонидовна Сысоева (Пермская государственная картинная галерея) выразила благодарность куратору проекта В.М. Сорокиной за реализацию столь масштабного мероприятия, задуманного два года назад. Выездные выставки – всегда труд великий и нередко бывает так, что мечты разбиваются о прозу жизни в виде сметы, но правительственная поддержка уфимского юбилейного проекта и невероятная энергия куратора преодолели все мыслимые и немыслимые препоны на этом тернистом пути, и выставка благополучно была сформирована и представлена нашему вниманию.
Заведующий сектором учета отдела хранения Надежда Вячеславовна Белова (Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи) сообщила о планах собственной юбилейной выставки их великого земляка С. Эрьзи и предложила уфимскому музею сотрудничество в совместных проектах, отметив, как прекрасно вписались в постоянную экспозицию присланные из Саранска картины художника Федота Сычкова.
Представители уфимской галереи «Мирас» Виолетта Ибатуллина и Ольга Рамазанова проникновенно поздравили музей с юбилеем, подчеркнув, что не каждый город может похвалиться такими фондами. Центр современного искусства «Облака» в лице своих сотрудников еще раз подчеркнул, что главный ценитель музейных сокровищ – это наша публика, именно для нее работают не покладая рук великолепные специалисты на протяжении почти столетия, целыми поколениями служа высокому искусству.
Завершил торжественный вечер кураист и кубызист, лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист БГФ им. Х. Ахметова И. Хайруллин. Он исполнил настолько интересную музыкальную композицию, причем продемонстрировав высочайший уровень мастерства владения приемами национального исполнительства, что зал взорвался бурными овациями. Это было достойным завершением столь радостного события, как открытие уникальной выставки «Произведения русской живописи 19-начала 20 веков из собраний музеев России». Выставка прогостит в Уфе до 1 октября сего года.
Автор текста и фотоотчета, сотрудник Художественного музея им. М.В. Нестерова Вероника Боттичелли
Перейти к фотогалерее