1 и 2 февраля 2020 года Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури представил зрителям спектакль «Гульбустан» по мотивам пьесы Кадыра Даяна «Тансулпан», в сценической версии уфимского драматурга и сценариста Дамира Юсупова (перевод на башкирский язык осуществила Динара Каюмова). Режиссёр постановки – главный режиссёр Башдрамтеатра им.М.Гафури, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Айрат Абушахманов.
Драма о существовании в башкирских родах сословном неравенстве конца 18 века, написанная Кадыром Даяном ещё в 1941 году, уже была поставлена на сцене Башкирского академтеатра в 70-е годы. Много лет спектакль «Тансулпан» шёл на сцене национального театра. Современная постановка значительно отличается от традиционной трактовки данного произведения: перед нами представляется сразу два времени – прошлого и будущего. С одной стороны, излюбленная тема режиссера – тема мертвенности традиций и народных обычаев, с другой стороны – показана мировых масштабов проблема экологии. На большом экране, нависающим над пространством сцены, над героями спектакля, то и дело появляются устрашающие статистические данные о бедственном состоянии нашей Планеты. И значительно сместив акценты, режиссер представляет сценический материал в жанре антиутопии.
Именно в пространстве темного комбината – в грубой металлической конструкции прямоугольной формы (художник Альберт Нестеров) под шум беспрерывно работающих заводских станков и прочих резких, режущих ухо, звуков (композитор Марат Файзуллин) – происходят события данного спектакля. А владеет этим комбинатом влиятельный человек и, как мы позже узнаем, человек с довольно большим банковским счётом – Кусербай (Олег Ханов).
«Холодно» – звучит в самом начале спектакля из уст властителя этой земли и этого народа Кусербая в исполнении потрясающего Олега Закировича Ханова. Холод шел от каждого персонажа, но не от игры актеров! Некоторые актеры как раз таки вызывали у меня радость за особенное прочтение и представление своих образов – Зиляра Юлтаева (Гульбану), Айдар Шамсутдинов (Бикмурза), Ильдар Гумеров (Саганбай) и главные герои, безусловно. Отдельное «браво!» за постановку сценического боя Айдара Шамсутдинова и Азата Валитова!
Пластика актеров заслуживает отдельных аплодисментов (хореограф – Алина Мустаева). Как же пронзительны эти вздергивания актеров, будто после продолжительных электрических пыток! Особенно, когда Кусербай начинает говорить о так называемом народе. И кажется, будто по их венам давно не бежит теплая, красная человеческая кровь, а пробегает электрический ток, то и дело, пульсируя в разных частях тела. Поэтому-то они и не способны чувствовать, переживать и сопереживать. Единственное их чувство – страх. Только это животный страх остаться без еды, работы и денег, и живут они в своих «скафандрах», не видя, не вглядываясь в лица друг друга.
«Вы забыли, кто вам вернул ваши обычаи, обряды, традиции? - холодным тоном вопрошает Кусербай. – Я». Только добрые обычаи и светлые обряды никто не видит и не ощущает, собственно, как и мы не видим красивые национальные наряды этих людей, все красивое и близкое народу скрыто под шуршащими оранжевыми костюмами и противогазами.
Скупой в эмоциях и в жестах, желающий продолжение своего собственного рода Кусербай предстаёт не тираном, а Богом, который по его словам «дарует» жизнь этим людям. От страшной экологической ситуации, которая воцарилась на их земле, он защищён - его жизнь в небольшом стеклянном кубе. Он в белом и он прекрасен. Но это красота жуткая, потому что до невыносимых пределов стерильная, болезненно стерильная. Он считает, что жизнь только в этом кубе, но растения и цветы здесь искусственные, а пение птиц - аудиозапись.
Кажется, что холодный и неприступный не только Кусербай. Холодны в этом мире все. Здесь как никогда режиссером точно выбрана главная героиня. Сдержанная в эмоциях, словно героиня-воин Гульбустан Г. Хайсаровой – единственная, кто противостоит этой планете.Актриса в принципе в своих образах несет подобные черты характера. Только Гульбустан у неё не статичная, как, например, Асылбика в «Кахым туря» или Хомай в «Урал батыре», и даже сдержанность ее Эльвиры из «Я-Марат» отличается от Гульбостан. Здесь героиня, олицетворяющая страну цветов, гибкая и изворотливая, в секунду может сложиться в небольшой ящик, «поломав» себе части тела (и снова браво пластическому решению!). Но только она также холодна и сдержанна как Кусербай. А парадокс заключается в том, что Гульбустан, олицетворяющая «страну цветов», не просто думает, а искренне считает, что только с исчезновением всего человечества, всех живых существ, планета может возродиться и избавиться от всех мыслимых и немыслимых экологических проблем.
Красной нитью проходит здесь тема невинной жертвы, а именно жертв Гульбустан и Айсуака. Мы видим, что даже самые близкие – родители – оказываются бессильными перед могуществом и волей вождя. Ничто не может сделать и больная мать главной героини Гульбану (Зиляра Юлтаева), не живущая, а существующая на грани жизни и смерти, словно кукла с садящимися батарейками. Единственный, кто наравне с Гульбустан может пойти против Кусербая – это дядя Айсуака Саганбай (Ильдар Гумеров), но за это он уже поплатился: без руки, также поломанный в инвалидной коляске.
Кульминационным моментом подобного безволия становится сцена убийства Айсуака. В то время как безликая масса в противогазах тащит в шахту на верную гибель Айсуака, в другой части сцены его мать Янбика (Сара Буранбаева), протирая и без того стерильный куб Кусербая, тихо и монотонно шепчет себе под нос единое правило (лозунг): «власть принадлежит богатым, они сильнее, главное, что дают работу». И решенная в темной цвето-световой гамме сцена (художник по свету Ильшат Саяхов) – она остается одной из ярких моментов в постановке. И безликие и бесчувственные тела людей остаются сверкать кислотными пятнами, под ультрафиолетом показывающие нам зараженность этого пространства химическими ядами.
Эксперимент, дерзость, извечная тема жертв и палачей, невинных и безликих, властителей и безвольных – всё это снова раскрывается в постановке Айрата Абушахманова. И связывая внутриличностные катастрофы каждого отдельного человека с экологической катастрофой всей планеты, режиссер не оставляет открытого финала. «Раньше, говорят, кумыс был белого цвета», – в форме шутки говорит 35-летний Ишмай (Урал Аминов), тут же передавая Айсуаку синий кумыс. Антиутопические мотивы спектакля точно дают понять: к нам надвигается вселенская катастрофа. «Страны цветов» больше нет.
Автор: Ирина Шамсутдинова, фото: Руслан Юлтаев