Что ближе слушателю XXI века – классика или современное искусство? Ответить на этот вопрос достаточно затруднительно, так как концерты академической музыки и художественные выставки выдающихся авторов, к сожалению, с трудом наполняют залы, а экспериментальное искусство не находит отклика, застопорившись уже на организационном этапе. Современное искусство предстаёт перед зрителем как нечто пугающее и отталкивающее. Но, как известно, никогда не узнаешь, нравится ли тебе, пока не попробуешь.
Творческая команда во главе с современным башкирским композитором Азаматом Хасаншиным – кандидатом искусствоведения и доцентом Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова – задались целью провести форум искусств, синтезирующий в себе три арт-сферы – музыку, хореографию и изобразительное искусство. Основной идеей Международного фестиваля «БашкортARTстан», который прошёл в Уфе с 17 по 20 мая, стала активизация интереса зрителя к творчеству современных авторов, в том числе башкирских и татарских. Организаторами фестиваля выступили Российский музыкальный союз, Государственный концертный зал «Башкортостан», Башкирская государственная филармония им. Х. Ахметова, Уфимский государственный институт искусств им. З. Исмагилова, Международная федерация художников – Творческий союз художников Республики Башкортостан.
«Фестиваль «БашкортARTстан» – уникальное явление для нашего региона. Впервые сделан сознательный акцент на синтез трёх искусств – изобразительного, музыкального и хореографического – через призму современности. Время требует своего выражения в новых формах. Именно эта идея лежит в основе нашего фестиваля», – отметил председатель оргкомитета Азамат Хасаншин.
Действие четырёхдневного марафона современного искусства проходило на главных культурных площадках Уфы и включало в себя концерты различной жанровой направленности, художественную выставку, хореографические перформансы, научно-практические конференции и круглый стол по итогам фестиваля.
Открытие масштабного мероприятия состоялось 17 мая в фойе БГФ им. Х. Ахметова, где была экспонирована художественная выставка работ более тридцати художников республики и регионов России. Большой зал филармонии в первый день форума собрал на своей сцене молодых музыкантов республики и гостей столицы.
Самыми юными участниками фестиваля стали артисты Юношеского симфонического оркестра под управлением Азамата Хасаншина. Коллектив исполнил «Праздничную увертюру» Дмитрия Шостаковича и музыку к кинофильму «Время, вперёд!» Георгия Свиридова.
Одна из почётных гостей мероприятия – оперная певица из Черногории Сара Вуйошевич (сопрано), встретилась на творческой встрече, организованной для студентов и преподавателей УГИИ им. З. Исмагилова. Сара является кандидатом искусствоведения. Во время встречи состоялась презентация её книги «Воплощение национальной тематики в оперном искусстве Черногории». В исполнении Сары Вуйошевич прозвучали черногорские народные песни и арии из оперы «Балканская царица» Дионисио де Сарно-Сан-Джорджио. Концертмейстером одного из её номеров стал молодой столичный пианист Филипп Усов.
Московский баритон Дмитрий Гриних, профессор кафедры сольного пения Международного Славянского института, выступил сольно и в дуэте с Сарой Вуйошевич. В концертной программе также прозвучало авторское произведение Азамата Хасаншина – «Пять стихотворений Исикава Такубоку» для баритона (Дмитрий Гриних), флейты (Инна Фоменко) и рояля (Азамат Хасаншин).
Башкирский колорит в современном звучании представил молодой композитор и кураист Урал Мухамедьяров. В исполнении самого автора и заслуженного работника культуры РБ Артура Гайсарова (кубыз и горловое пение) в сопровождении Юношеского симфонического оркестра зрители услышали симфоническую картину «В горах Урала».
18 мая в Концертном зале им. Ф. Шаляпина состоялся концерт камерных сочинений Данила Хасаншина – выдающегося башкирского композитора, чьё 80-летие республика отмечала в августе прошлого года. Музыка Данила Хасаншина прозвучала в рамках фестиваля современного искусства неслучайно. Несмотря на свой почтенный возраст, композитор стремится не отставать от молодёжи и их мировоззрения, а в его произведениях ярко выражена самобытность и актуальность музыкального материала.
«Мне посчастливилось учиться у лучших композиторов XX века – Альберта Лемана, Назиба Жиганова, Алмаза Монасыпова, которые всегда говорили, что нужно смотреть вперёд. Творческие люди должны идти не только в ногу со временем, но и на несколько шагов впереди», – говорит Данил Давлетшинович.
Концертную программу творческого вечера открыли солисты симфонического оркестра Башкирского государственного театра оперы и балета – Фларис Хисамутдинов, Айрат Садыков, Вадим Еникеев, Азамат Ильгамов и Сынбулат Саитбаталов. В их исполнении прозвучал Брасс-квинтет Данила Хасаншина. Лауреат международных конкурсов Айгиз Гизатуллин представил две песни композитора – «Помню – не помню» на слова Ибрагима Абдуллина и «Колыбельная в душе» на стихи Сафуана Алибаева. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели сыграли лауреаты международных и всероссийских конкурсов Азамат Хасаншин, Рустэм Сулейманов и казанский композитор, виолончеолист и аранжировщик Ильяс Камал. В исполнении лауреата международных конкурсов Нэлли Кадраевой прозвучала «Соната-кубаир» для фортепиано. Самой юной участницей концерта стала родная внучка юбиляра – Айша Хасаншина. Она исполнила фортепианную пьесу юбиляра «Маленькая колючка».
Примечательно, что сегодня Данил Давлетшинович продолжает свою композиторскую деятельность. По словам автора, в данный момент он работает над произведением для большого симфонического оркестра, в котором будет отражена тема серых журавлей Башкортостана. Презентация симфонии планируется осенью 2018 года.
Научная составляющая фестиваля была реализована на Международном симпозиуме, посвящённом проблемам современного искусства. Для заинтересованных лиц в стенах института искусств были проведены научно-практические конференции на темы «Границы современного искусства: эстетический акт и коммуникация», и «Джазология и массовая культура». Спикерами Мариной Воиновой, Юлией Лабинской и Азаматом Хасаншиным также была прочитана лекция «Французская музыка ХХ века глазами исполнителей» в Центре французского языка и культуры «Альянс Франсез – Уфа».
Кандидат искусствоведения, органистка и композитор Марина Воинова и певица Юлия Лабинская – представители из Москвы – вместе с Дмитрием Гринихом приняли участие в первом отделении концерта-марафона органной, вокальной и камерной музыки, который состоялся 19 мая в Малом зале БГФ в рамках Международной акции «Ночь музеев – 2018». Второе отделение концерта было ознаменовано премьерным исполнением в Уфе произведения композитора, со Дня рождения которого прошло 110 лет. "Квартет на конец времени" исполнили лауреаты международных конкурсов Рустэм Сулейманов (скрипка), Азамат Хасаншин (фортепиано), Ильяс Камал (виолончель, Казань) и Андрей Бабушкин (кларнет, Казань). Третье отделение концертной программы было посвящено музыке композиторов XX-XXI веков, в том числе башкирских и татарских авторов – Софьи Губайдуллиной, Хусаина Ахметова, Данила Хасаншина, Ильяса Камала и Урала Мухамедьярова. В заключительной части концерта также приняла участие талантливая пианистка Нелли Кадраева. Ведущей филармонических концертов выступила заслуженный работник культуры РБ Виктория Симонова.
Четвёртый, завершающий день фестиваля «БашкортARTстан» состоялся в Государственном концертном зале "Башкортостан" и начался с концерта электронной музыки в исполнении экспериментального рок-коллектива "Хаос-проект". Музыканты Павел Бочкарёв (электрогитара), Руслан Воротников (клавишные), Марат Шафиев (бас-гитара), Сергей Константинов (бас-гитара) и Владимир Прокофьев (ударные) на площади перед ГКЗ представили авангардный рок.
В фойе 1 этажа выступили участники проекта "Cinemusic Ufa" – Нурия Султаншина, Диляра Файзуллина, Асия Юнусбаева, Никита Иванов и руководитель проекта Марат Файзуллин (Татурас), исполнив для посетителей программу "Магия звука", в которой синтезировано звучание электроники, академических, этнических и уникальных мастеровых инструметов, таких как язычковый металлофон, калимба и гусли.
Хореографическое искусство было представлено мастерской «МеЖдуТанцем» Ольги Даукаевой. В исполнении Рустама Имамова и Оксаны Родиной зрители увидели сценическое воплощение проекта «Легенда о Саошианте» (по мотивам башкирского народного эпоса «Урал-Батыр»), в котором объединились пост-авангардная музыки, contemporary dance, живопись и видео-арт. Проект является обладателем Гранта Всероссийского молодёжно-образовательного форума «Таврида-2016». Композитором и автором сюжета является кандидат искусствоведения, доцент Азамат Хасаншин, хореограф-постановщик и режиссёр – Ольга Даукаева. В качестве видео-арта была использована визуальная композиция Александра Соболева по мотивам картин Василя Ханнанова.
В фойе второго этажа ГКЗ "Башкортостан" было представлено три коллектива. Ансамбль солистов Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан сыграли Сюиту проекта "Легенда о Саошианте" на музыку Азамата Хасаншина (Уфа), Симфонию in C Сергея Беликова (Казань), моноспектакль "Хрустальная болезнь" для камерного оркестра, синтезатора и сопрано Булата Исламова (Уфа), партия сопрано – Алина Борисова.
Джаз-трио «Тритон» в составе Рустема Галиуллина (труба), Анастасии Воровей (гитара) и Олега Егорова (бас-гитара) исполнили авторские произведения руководителя коллектива Рустема Галиуллина – «Блюз в квадрате», «Ритм никогда не изменится» и «Моя принцесса никогда не вернётся ко мне».
Завершающим аккордом музыкальной программы фестиваля прозвучал Струнный квартет Рустэма Сулейманова. Музыканты сыграли произведения современных башкирских и татарских композиторов: I часть Струнного квартета №4 Азамата Хасаншина, Элегия и Две части из сюиты на татарские и башкирские темы («Белая» и «Баик») Ильяса Камала, «Бег от воспоминаний» на тему А. Шнитке из III части симфонии №7 Ляйсан Абдуллиной.
«То, что фестиваль «БашкортARTстан» состоялся – это уже большая победа. Надо признать, что среди городов-миллионников Уфа имеет значительное отставание в демонстрации современных видов искусства и, в особенности, синтеза между ними. Благодаря этому фестивалю стало понятно, что сторонников и единомышленников у нас очень много. Я уверен в том, что следующий фестиваль обязательно состоится», – отметил лауреат международных конкурсов Рустэм Сулейманов.
Участники, зрители и организаторы фестиваля «БашкортARTстан» обсудили и подвели итоги уникального, чрезвычайно масштабного четырёхдневного события на Круглом столе по проблемам современного искусства. В процессе бурной дискуссии было высказано множество пожеланий по расширению творческих сфер участников, улучшению фестиваля и предложений по его дальнейшему развитию.
К сожалению, мероприятия Международного фестиваля под ёмким названием «БашкортARTстан» смогли лицезреть в общей сложности лишь пара-тройка сотен жителей и гостей республики. Фестиваль не вызвал громкого резонанса ни в социальных сетях, ни в средствах массовой информации и на телевидении. Вероятно, проблема лежит в отсутствии достаточного количества «навязчивой рекламы», наглядных баннеров и яркого украшения площадок фестиваля. Конечно, можно ссылаться на отсутствие спонсорской поддержки и инертности современной молодёжи. Однако, по моему сугубо личному мнению, фестиваль был достоин широкой огласки и, за исключением некоторых шероховатостей в организации, был бы весьма интересен молодёжной публике. Хочется надеяться, что организаторам удастся устранить большинство болевых точек этого экспериментального форума и достичь своей главной цели – обратить внимание человека XXI века на необычайно сложное для восприятия и исполнения современное искусство, которое отражает действительность нашего удивительного, неординарного и многогранного мира.
Динара Юзлекбаева