20 ноября в Уфе с большим успехом прошёл концерт Государственного ансамбля скрипачей Республики Саха (Якутия) «Виртуозы Якутии». Коллектив собрал полный зал зрителей и восхитил уфимскую публику талантливым исполнением произведений Вивальди, Пьяццоллы, Брамса, Чайковского и Штрауса. До начала концерта директор и художественный руководитель ансамбля, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации и Респпублики Саха (Якутия) Станислав Афанасенко в интервью порталу «Культурный мир Башкортостана» рассказал о секретах подготовки профессионалов высокого уровня.
Станислав Максимович, как долго вы состоите в этой должности?
Уже 15 лет – с того момента, как Указом Президента ансамблю был присвоен статус Государственного за заслуги в развитии духовной музыки. До той поры я служил в Высшей школе музыки Республики Саха (Якутия) им. В.А. Босикова. Школа открылась в 1994 году – канадцы построили под Якутском деревню, а после перестройки эти 42 коттеджа отдали под школу-интернат. Здесь можно пройти все 3 ступени образования: начальную, среднюю и высшую. Первые 10 лет мы были школьным ансамблем скрипачей.
Что можете рассказать об учебной программе в вашей школе?
В современных стандартах системы образования занятия музыкой выделили в отдельное, дополнительное направление, сделали не общей дисциплиной, а компетенцией. Это подразумевает средний уровень подготовки. Это, безусловно, очень мешает общему развитию ребёнка. В нашей школе у ребят обязательные занятия в ансамбле скрипачей в рамках учебной программы. И когда кто-то из них добивается хорошего результата, то он постепенно входит в наш обширнейший ансамблевый репертуар – почти 140 произведений разных эпох, жанров и стилей, от классики до джаза.
Студенты знают, что обязаны влиться в коллектив. В интернате у нас есть возможность заниматься с каждым студентом по специальности индивидуально и ежедневно. Кроме того, они сольно участвуют в разных международных, всероссийских, зональных и республиканских конкурсах. Коллектив уже задал такую высокую планку, что её терять нельзя, нужно соответствовать. Это вызывает у них напряжение, большой стресс. Но ведь наши музыканты объездили весь мир, уже 29 стран. В ансамбле 10 человек, плюс концертмейстер. А средний возраст участников коллектива – 20 лет.
Ансамбль ранее давал концерты в Уфе?
Да, это было 10 лет назад, мы выступали в рамках масштабного юбилейного турне по всей России – от Санкт-Петербурга до Владивостока. Всего более 20 городов. Наши нынешние гастроли проходят в честь 25-летнего юбилея, график выступлений расписан на целый год.
Как вы понимаете, что достигли определённой высокой планки мастерства?
Высокий уровень профессионализма моих музыкантов позволяет им влиться в любой оркестр мира. Одна наша выпускница не так давно была принята в Мариинский театр, переехала в Санкт-Петербург – Катя Скурту. Это профессионал высокого уровня. Другой пример – гамбургский оркестр, где конкурс 30 человек на место. Туда прошла моя ученица Люба Сивцева. Много кого в Москве, Санкт-Петербурге, в других странах – в Германии, Индии, Марокко, Китае. В мире десятки тысяч ансамблей, но таких больше нет.
Надо понимать, что в таком коллективе работать намного сложнее, чем в оркестре. В ансамбле солисты должны слышать друг друга, необходимо полное единение, чувство внутреннего слуха. Я требую от своих подопечных, чтобы они учились сливаться в коллективе, дышать вместе. Поэтому мы часто практикуем игру с закрытыми глазами. На репетициях я поворачиваю их кругом спиной друг к другу. Они не смотрят на концертмейстера, но должны попадать в звучание. Не зря нас однажды прозвали «молодёжным коллективом с подкожным чувством ансамбля». Это вырабатывается ежедневным многочасовым трудом. Посмотрите в ютубе, как мы играем. Все произведения исполняются без дирижёра и пульта – только стоя и наизусть.
Каков образ жизни музыканта-профессионала? Что он должен требовать от себя?
Талант сопутствует трудолюбию. Как говорил патриарх Алексий, «Все дети рождаются с талантом. Самое главное – раскрыть его, не загубить». Но есть и настоящие феномены, конечно. Недавно я принял в штат 10-летнюю девочку. Она выступала с нами в Санкт-Петербурге. В её багаже 2 Гран-при, один республиканский, один международный. Допустим, чтобы подготовить одно произведение, солистам нужно 2-3 месяца. За это время они разучивают его, потом втягиваются в «дыхание» ансамбля. Ей на это нужно – 4-5 дней. Но всё же, когда другие, приехав на гастроли, уходят по магазинам, она сидит со скрипкой и репетирует.
И ведь композиторы не писали произведений для ансамбля скрипачей, специальных произведений для них просто нет. Потому что музицирование в подобном коллективе – это каторжный труд. Что-то мы играем из скрипичного репертуара для одной скрипки – например, каприз № 24 Паганини. Есть и популярная, и современная музыка – например, из Пьяццоллы. У нас есть аранжировщик, который помогает нам с адаптацией репертуара. Один из ярких примеров – китайская народная песня «Журавли».
Порою удивляюсь, как наши солистки могут вместе так музыкально, талантливо доносить произведение до зрителя. И они любят своего зрителя. Бывает, дней 10 мы не выступаем – и у них возникает эта потребность, их тянет на сцену. Это аура общения со зрителем, энергетический обмен. Они умеют с первых минут заражать зрителя. Американцы называют это «шоу».
Что Вы можете сказать о 25-летии ансамбля?
Столь высокий уровень терять нельзя. Сейчас мы подводим итог этого периода. В рамках юбилейного тура выступили в Южной Корее, Мексике, США. Далее у нас Чита, Улан-Удэ, Иркутск. Мы приготовили 50 произведений, варьируем их от города к городу. И продолжаем оттачивать своё мастерство – ежедневно и неустанно.
Посмотреть записи выступлений молодого, но очень талантливого коллектива можно на официальном сайте.
Диана Байтурина