15 февраля на Малой сцене Государственного академического русского драматического театра РБ состоялась премьера спектакля «Доказательство» по пьесе американского драматурга Дэвида Оберна. В 2001 году за пьесу «Доказательство» автор был удостоен Пулитцеровской премии, премии «Тони» и Премии сообщества театральных критиков Нью-Йорка.
Примечательно, что новый спектакль вошел в репертуар русского театра не случайно. В ноябре 2019 года, на проходившей в Русдрамтеатре Лаборатории современной режиссуры «Свой путь», режиссер Олег Иванов с успехом представил эскиз по пьесе «Доказательство», после чего было принято решение создать репертуарный спектакль.
Выпускник Театрального института имени Бориса Щукина (курс В.В. Фокина и М.А.Пантелеевой), лауреат премии имени Мейерхольда Олег Иванов довольно серьезно взялся за постановку своего экспериментального опыта на лаборатории, раскрыв, заложенную в самой пьесе (как и во многих пьесах Дэвида Оберна), тему смерти, граничащую с юмором и пафосом. Как то сам автор в интервью литературному журналу «Otium» сказал: «Я люблю истории, которые застают вас врасплох внезапными сменами настроения или тона, так что вы как часть аудитории никогда не можете впасть в полное благодушие». Так, рассказывая историю о страдающем шизофренией гениальном математике и его дочери Кэтрин, унаследовавшей дар и, вероятно, болезнь отца, режиссер Олег Иванов местами вплетает и элементы комедии. Может ли дочь повторить успех своего отца — великого математика?..Что передается по наследству: гениальность или безумие?..Важен ли возраст для совершения революционного открытия в науке?..Вопросам нет конца!.. – все эти вопросы так или иначе застрагивают постановщики. Отвечают ли они в финале на эти вопросы? Ответы открывает зритель: каждый сам для себя.
Однако не оставляют вопросы персонажи этой истории – гений математики Роберт (Евгений Гуралевич), его дочь, оказывающаяся не менее гениальной Кэтрин (Дарья Толканева). Им будто противостоят – молодой, амбициозный ученый, ученик Роберта Хал (Иван Овчинников) и сестра главной героини, реалист Клер (Александрина Баландина).
Иногда не покидает ощущение некой зажатости и излишней нервозности, будто мы еще смотрим тот эскиз в рамках лаборатории. Однако ощущение "эскиза" сразу исчезает, когда ты видишь пространственное решение спектакля. Всего четыре героя, заключенные в камерное пространство, в котором то и дело сменяются места действия. Неизменным остается большой стеллаж с покрытыми пылью книгами (художник Константин Михайлов). Кажется, что именно этот стеллаж и есть главный герой этой истории, который многое уже видел и слышал, знает множество теорем и гениальных открытий, таящий в себе чуточку больше, что не подвластно разуму человека.
Вся история складывается из реального и воображаемого, необъяснимого и вполне доказываемого. После смерти гениального математика, долгое время из-за болезни не работающего над математическими теоремами, обнаруживается одна из его записных книжек. Как вскоре оказывается, это блокнот самой Кэтрин, которая, работая по ночам, доказывает мировую теорему. Но каково становится Кэтрин, когда напротив нее оказываются уже ставший для нее близким Хал и сестра, жаждущая увезти ее к себе в Нью-Йорк. Не веря, что именно ей принадлежит это доказательство, Хал с разрешения Клер проводит экспертизу – доказательство доказательства, и заключает – «Да, это доказательство принадлежит тебе, Кэтрин».
Можно сказать, что вся постановка, вся история – это и есть попытка доказать. Один герой то и дело старается доказать другому свою теорему, приводя аргументы, примеры, доводы. Но они, кажется, не подозревают, что разговаривают на языке разных наук. Их теоремы и аксиомы, словно параллельные прямые, никогда не пересекутся.
Отдельное "спасибо" хочется сказать постановщикам за осенние листья, заполняющие камерное пространство. Вот-вот наступит зима, время зимней спячки и умиротворенности, но до этого... сквозь крики, громкую песню "Sunny" Boney M. нам еще предстоит разгадать теорему этой истории!
Автор: Ирина Шамсутдинова, фото театра.