Музыкальное искусство Башкортостана, опирающееся на богатое народное музыкальное творчество, сформировалось в первой половине 20 века. До Октябрьской революции у башкир в основном развивалось устное музыкально-поэтическое творчество. Башкирские воины - участники битв с наполеоновской армией, вернувшись на родину, привнесли в национальный быт сведения о русской и европейской музыке, о хоровом пении, военных оркестрах. В 1-й половине XIX в. в орбиту интересов передовых русских музыкантов входит башкирская народная музыка. Начало этому было положено русским композитором А.А. Алябьевым, отбывавшим ссылку в Оренбурге в 1833-34. Он записывает башкирские и татарские народные напевы, создает на основе двух башкирской и одной «киргизской» мелодии вокальный цикл «Азиатские песни», а на башкирскую мелодию, сообщенную ему В.А. Верстовским, пишет «Башкирскую увертюру» для симфонического оркестра. В 1862 в Лейпциге был опубликован струнный квартет К.Б. Шуберта, русского виолончелиста, концертировавшего в 1850-е гг. в городах Поволжья. Шуберт предпослал квартету заголовок «Мое путешествие в киргизские степи» и использовал русские, татарские, башкирские мелодии. Финал квартета построен на варьировании известной башкирской мелодии «Перовский».
Свидетельством роста музыкальной культуры и профессионализма композиторов и музыкантов Башкортостана является их успешное выступление на международных конкурсах.
Концертную деятельность ведут творческие коллективы республики: Национальный симфонический оркестр, камерный ансамбль «Башкирия», симфонический оркестр Башкирского государственного театра оперы и балета. Значительных успехов достигли башкирские музыканты в развитии различных жанров популярной музыки.