В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова открылась очередная выставка самобытной художницы Валентины Фёдоровны Суровцевой-Меос (1913–2006), приуроченная к 100-летию со дня её рождения.
Представленные на выставке работы, датированы 1970-ми годами – периода творческой активности художницы, за плечами которой прошла целая жизнь – нелёгкое детство в многодетной семье, с 14 лет трудовая деятельность, замужество, война, гибель мужа, болезнь, забота о сыне, переезды в Челябинск, Омск, Уфу.
Интерес к творчеству у Валентины Фёдоровны возник совершенно неожиданно, в 60 лет, когда возмущённая «плакатным творчеством» молодых художников, взяв в руки кисти и краски, она начала писать. Это были её первые пленэрные этюды и пейзажи, домашние интерьеры с бытовыми предметами и цветочные натюрморты. Известные профессионалы просто были покорены образной выразительностью «начинающей» художницы, не имеющей специального образования, однако интуитивно чувствующей основы композиционного построения плоскости, цветовые нюансы. Многие из них, по-своему анализируя творчество В.Ф. Суровцевой-Меос, в один голос признавали дар её, данный свыше.
Несомненно, на мировосприятие художницы оказала не только творческая атмосфера, окружавшая её в тот период, когда она «созрела» для живописи, но и красота родной природы. Ведь родилась Валентина Фёдоровна на станции Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги, близ Уфы, в тех живописных местах, где когда-то, в 1915–1918-е годы жил и творил футурист Давид Бурлюк, вдохновившийся на создание оригинальных композиций, ныне хранящихся в фондах нестеровского музея.
Не последнюю роль в открытии и поддержки особенности дара Валентины Фёдоровны сыграл её сын, народный художник Республики Башкортостан Владислав Эдуардович Меос. В истории русского искусства уже известен подобный случай, когда братья-художники Бурлюки, в качестве поощрения живописного дарования своей матери, Людмилы Иосифовны Михневич, не раз выставляли её произведения «мирискуснического» характера на футуристических выставках.
На выставку Владислав Эдуардович предоставил семейные реликвии из личного архива – это фотографии, удостоверения, грамоты, награды, а также живописные портреты своей мамы («Отдых. Мама спит», «Портрет матери В.Ф. Суровцевой-Меос»).
Женский почерк угадывается во всём – в выборе композиции, в нежной и мягкой палитре, в житейской мудрости. Покоряет искренность и непосредственность её работ. Это, прежде всего, многочисленные вариации светлого и уютного домашнего интерьера («Моя комната», «Мой уголок»). Яркие композиции лучезарных и праздничных натюрмортов составлены из пионов и роз, скромных полевых цветов, нарочито распахнувших свои бутоны на светлом фоне, сочных плодов фруктов и овощей, произвольно рассыпанных на картинной плоскости («Букет цветов», «Натюрморт. Овощи», «Натюрморт. Фрукты»).
Искусство Валентины Фёдоровны впитало в себя элементы как древнерусского искусства и народного творчества, так и западноевропейской живописной культуры Простота и непосредственность сюжета, выразительность линии и чистота цвета торжествуют в произведениях «Апельсин», «Ваза в вазе», «Пасхальный натюрморт».
Порой в произведениях Суровцевой-Меос присутствует ностальгическая нотка, возвращающая её в те далёкие времена, когда она была молода, красива, сентиментальна (этюд к картине «Воспоминания», «Весенний сад»). На её глазах происходили значительные перемены – развивалась индустрия, возвышались городские небоскрёбы, благоустраивались парки и сады («Беседка в парке», «Клумба в парке», «Цветы в городе»). Но память возвращала её к старой железной дороге и алому паровозу с простирающимся вдоль горизонта белым дымком, к миниатюрным плотам и пароходам, плывущим по реке Белой («Паровоз», «Против течения»).
Радостные чувства переполняли художницу во время написания цветочных натюрмортов. Создавая светлую палитру из сочных, радужных красок, она раскрывала зрителю прекрасный мир гармоничной природы («Букет в день рождения», «Цветной хрусталь», «Цветы в вазе»).
Как ребёнок она восторгалась вечерними сумерками, спустившимися на реку, радовалась первым лучам весеннего солнца, нежным подснежникам, летним дождям, умытой свежей зелени. Её кисть словно спешила запечатлеть прекрасные мгновения жизни («Костерок на Белой», «Весна», «Дождь идёт»).
Долгие годы, прожив в промышленной части Уфы, хорошо понимая непоправимый вред, наносимый экологической среде чадящими заводскими трубами, художница отчаянно пишет серию пейзажей, смело и энергично создавая контрастные соотношения ржавой земли к огненно-пылающим домам с тёмными глазницами окон, оливково-золотистой кроны молодых деревьев к пепельно-белым клубам дыма («Заводской мотив»).
Как и прежде, манят художницу тихие уфимские улочки, да городские окраины с просторными полями, руслами рек и крутыми берегами («Улица Ульяновых», «Осеннее поле», «Спуск на Белую», «В уфимском порту»).
Светлый, почти нейтральный фон выбирает Валентина Фёдоровна для своих мягких, лирических пейзажей «Зима», «Васильки», «Зимнее солнце».
Уральскими самоцветами переливается цветовая гамма в её миниатюрных этюдах («В новом городке», «Осень. Две дороги», «Деревня в горах», «Летняя пора»).
С детской непосредственностью художница изображает жанровые сценки, увиденные когда-то в жизни («Кораблик», «Уборка хлеба»).
Чувства и эмоции, восторг и вдохновение – всё это двигатели творческого процесса Суровцевой-Меос, при помощи которых она создаёт свои неподражаемые произведения. Трогательны и нежны первоцветы в гжелевской вазе на светло-розовом фоне, изумительно изыскан букет ярких цветов в вазе на столе.
В своих монументальных полотнах автор разворачивает целые панорамы окружающей действительности с бескрайней лентой железных дорог, белоснежными полями и лиловыми далями, контрастирующими между собой рыжими берегами и белоснежными реками («Зимние сумерки», «Первый снег»).
Даже в строгом городском ансамбле с величественными колоннами и декоративными элементами, представленном в «Архитектурной фантазии», художнице мастерски удалось гармонизировать пространство, на цветовых нюансах построить колорит.
Необыкновенная красота южной природы вылилась в многоплановую композицию «Посёлок Казбеги».
Широкий резонанс и признание таланта Суровцевой-Меос у художественной общественности и крупнейших мастеров принесли её персональные выставки, прошедшие в Уфимской галерее «Урал» (1994), в Уфимской художественной галерее (1998), в выставочном зале «Ижад» (2004, 2009); республиканские и всесоюзные выставки самодеятельного творчества.
Её работы по праву заняли видное место в нише башкирского изобразительного искусства, часть которых приобретена БГХМ им. М.В. Нестерова.
Нынешняя выставка даёт возможность зрителю не только в очередной раз познакомиться с произведениями В.Ф. Суровцевой-Меос, но и приобрести автобиографическую книгу «Светлый снег памяти» Владислава Эдуардовича Меоса, в которой с искренней сыновней любовью он поведал о жизни и творчестве Валентины Фёдоровны.
Автор: Поленок О.В.