29 января в здании музея в историческом «Особняке Лаптева»– открытие долгожданной выставки. В конце года ушедшего в Башкортостане произошло весьма значимое событие – на Родину после 23 лет разлуки вернулся из Америки наш художник Ян Крыжевский.
Художественная общественность восприняла ситуацию с «блудным сыном» неоднозначно: многополярно – от радости до равнодушия и даже издевки. Масла в огонь подлила скандальная передача Гордона, вдоволь поиздевавшегося над человеком, чья судьба заслуживала более мудрой оценки и известной доли человеколюбия. Словом, возобладала позиция «старшего брата», нежели «отца» из известной притчи. Но возвращение художника в Уфу всё же состоялось, почти по ситуации «брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:11-32). И первым делом Ян Юльевич Крыжевский встретился со своими верными друзьями и в сопровождении известного художника Евгения Винокурова пришел в Художественный музей им. М.В. Нестерова, повидаться со своими ранними картинами, экспонировавшимися на выставке, давал нам интервью и позировал, светясь от счастья обретения Родины и обновления себя.
Напомним, что Ян Юльевич родился в Уфе в 1948 году. Его дед – литовский рабочий – был сослан в Башкирию за участие в революции 1905 года. Корни рода Крыжевских – польские, литовские и русские. Детство прошло почти рядом с Художественным музеем им. Нестерова – будущий художник, чьи полотна музей впоследствии будет выставлять, - в доме на Пушкина, 72 (этому будет посвящена картина «с ключом»).
В 1965-1969 годах Ян учился в Уфимском Училище искусств. Мечтал о создании живописного образа-символа, который бы смог отразить его мировидение. Трудности возникли уже при сдаче дипломного проекта – было яркое желание бросить вызов официозу, повторить «бунт 14-ти» (известный случай с будущими «передвижниками»). Первая учительница – Ирина Федоровна Кибаник – продвигала талантливого юношу в Москве, рассказывая о нем в Министерстве культуры, предлагая приглашать на выставки, помогая с первыми заказами.