Олжас Жанайдаров — известный драматург, лауреат гран-при Международного конкурса современной драматургии «Свободный театр-2011», первой премии Международного конкурса драматургов «Евразия-2011», шорт-листер конкурса «Новая пьеса» в рамках фестиваля «Золотая Маска-2012», победитель Всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица» 2013 года с пьесой «Джут» прибыл в Уфу к показу спектакля — 15 ноября.
До вечернего спектакля ему удалось посетить Национальный музей РБ, памятник Салавату Юлаеву.
Олжас Жанайдаров в пьесе «Джут» драматургически талантливо воплотил не одну философскую паралелль, описал трагедию почти столетней давности и успешно связал с современной эпохой. «...Глубинная и сущностная тема в пьесе — народ, его проблемы самоопределения в период глобализации /..../ здесь заявлена гражданская позиция каждого представителя народов России — это самое важное и ценное для меня /.../», — сказал автор на встрече с уфимскими участниками семинара современной драматургии, который проходит в Башкирском театре как раз в эти дни. Творческая встреча вызвала активный отклик уфимской талантливой молодежи, которая обсудила проблемы и возможности современной драматургии с казахским драматургом, победителем многих конкурсов и участником зарубежных семинаров мастерства — Олжасом Жанайдаровым.
После просмотра спектакля прошла по-дружески душевная встреча автора с артистами и постановочной частью. Драматург тепло благодарил артистов: «...смогли прочувствовать свои образы и талантливо передать на сцене». Выразил благодарность режиссеру за то, что сохранен композиционный строй, и переходы из одной эпохи в другую сменялись так, что зритель после слез, мог освободиться эмоционально через смех — одно из важных приемов современной драматургии.
Спектакль «Джут» О.Жанайдарова поставлен театрами Казахстана, но в России первым театром, обратившимся к этой пьесе стал Башкирский театр драмы им.М.Гафури.
По сути, режиссер Айрат Абушахманов взялся за непростую пьесу, в котором сюжетный материал попеременно проходит в двух исторических срезах, и на сцене необходимо было гармонично выстраивать и рассказывать зрителю историю двух эпох, не разрушая драматургическую композицию. Камерность спектакля усложняло работу актеров, режиссера и вносила свои коррективы. Современная эпоха представлена тремя персонажами, действие которой происходит в московском кафе при гостинице «Азия». Во втором историческом времени через трагедию одной семьи описывается голодомор в Казахстане в начале 1930-х годов. Границы между двумя эпохами скрепляет дневник деда, который был найден внуком во время ремонта квартиры.
Спектакль на острую социальную тему, отражающую актуальные проблемы современного мира: выживание современного человека в урбанизированном мире, сохранение родного языка и культуры. Поднимаются вопросы демографии, миграции и ассимиляции народов. И обо всем этом в спектакле простыми словами и сравнениями говорит персонаж — наш современник Ербол и все сказанное им, казалось бы, не имеет ни силы, ни значения. Удивительно другое: конкретно-социальную достоверность представляемого мы воспринимаем как общую проблему и беду, которая затрагивает каждый народ России в отдельности.
Путешествуя в двух разных эпохах, зритель понимает, что рассказанная история великого «джута», трагедия великой женщины-матери и сегодня близка современному зрителю.
Почти сто лет назад произошла трагедия. Под каток голодомора, которая многими современными историками называется термином «геноцид», попали многие народы, в том числе и русский. Во времена СССР эта тема была запрещена на всех уровнях, в том числе и научных, потом была Великая Отечественная, которая затмила умы и сердца всех народов. 20 век нашей истории хранит трагедию, которую автор пьесы Олжас Жанайдаров воплотил в двух ипостасях, чтобы приблизить и показать современному зрителю, как вписываясь в житейский поток, в его условности, мы теряем главные ориентиры в жизни и рискуем повторить страшные ошибки истории.