Пушкинский день в Государственном русском драматическом театре г. Стерлитамак был отмечен премьерой «За чёрной кулисой или Вперемежку с Пушкиным» на экспериментальной сцене. Не будем утверждать, что самостоятельная работа актёров Елизаветы Тодоровой и Павла Касаткина была «датской», т. е. приуроченной к дате. Но в театре, согласитесь, не бывает случайных совпадений, тем более для Александра Сергеевича, который всегда «на корабле современности».
В День русского языка, с прошлого года он отмечается 6 июня, звучал великолепный пушкинский слог в исполнении актёров с хорошей дикцией и внятной декламацией. Это одно из безусловных достоинств вынесенной на зрительский суд работы. Браво!
Пересказать сюжет происходящего на сцене невозможно — его просто нет. Нам кажется или так задумано: что в голову пришло, то и звучит... И для привлечения нашего внимания используются самые оригинальные способы. Для полного понимания замысла авторов нужно достаточно полно знать творчество Пушкина или хотя бы перечитать «Маленькие трагедии». Впрочем, то, что А.С. идёт с нами по жизни, начиная с «... Лукоморья», «..чудного мгновенья» и Et cetera, на этом представлении надо воспринимать как аксиому. Мы перемежаемся с Пушкиным. Любопытный ум найдёт в его бессмертном наследии литературную иллюстрацию к своему эмоциональному состоянию и духовному поиску. Нам в этот вечер предлагали драматическую симфонию в двух действиях. Вопросы во время её звучания множились: душа на этом спектакле обязана трудиться. В предъявленной композиции есть и просветительские моменты: зрителю в скобках и сносках пытаются объяснить замысел поэта или поделиться своими размышлениями по поводу.
Достоевский писал, что великую тайну Александр Сергеевич унёс с собой. И вот теперь мы без него уже не одно столетие её разгадываем. Без мистики чёрной кулисы не обошлось и на этом представлении. На сцене появляется и фигура самого создателя с подсвечником (Николай Пушкарёв). И по мгновению его руки зажигается и гаснет свеча поэзии...
Диалог со зрителем состоялся. Публика не только слушала, но и слышала исполнителей, была с ними на одной поэтической волне — внимала пушкинскому слогу. Камерный вечер. Цветы и аплодисменты.