Прошло 5 лет как не стало известного уфимского фотохудожника, замечательного творца, мыслителя и прекрасного человека Анатолия Юрьевича Воинова. Нынешняя выставка, открывшаяся в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова в 60-летний год со дня его рождения – это своеобразная дань уважения к его личности и его творчеству.
Анатолий Воинов родился в Уфе, в семье служащих. По окончании уфимской художественной школы № 1, получает образование на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института (ныне – Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы). Его сокурсники – ныне известные деятели искусства – Юрий Шевчук, Ильдус Илишев, Игорь Тонконогий, Сергей Маджар и другие.
С 1985 по 2009 годы Воинов ведёт активную творческую деятельность. Так, в 2003 году, приняв участие в третьем региональном фестивале рекламы, дизайна и полиграфии «Я! Года–2003», он становится обладателем Гран-при в номинации «Лучшая фотография». В 2007–2008 годы фотохудожник принимает участие в разработке экспозиций Министерства образования Республики Башкортостан на Всероссийском образовательном форуме (Москва) и «Дни Башкортостана» (Москва, Париж).
В 2009 г. с большим успехом проходят фотовыставки Воинова в выставочных залах и галереях города: в Музее современного искусства, Президент-Отеле, Гостином дворе.
В составе творческой мастерской «Визуал» он занимается разработкой фирменных стилей РНТИК «Баштехинформ», ЗАО «Пищепром», «Спутник-Телеком», ООО «Панельдом»; «Уралпроммаркет», «Вариант-Консалтинг», участвует в проектах «Уфа и уфимцы», «Башкирские красавицы», выполняет творческие заказы для Национального музея РБ, Академии наук РБ и УНЦ РАН, Отдела интеллектуальной собственности УГАТУ, Института дизайна «Альтернатива», рок-группы «ДДТ».
В экспозицию выставки вошло более 100 фотографий, на которых запечатлены лирические пейзажи, романтические женские образы, а также его друзья и однокурсники. Каждый снимок Анатолия Воинова неповторим и уникален. В его работах проявляется техническое мастерство и первоклассный художественный вкус. Предпочитая аналоговый способ фотографии, художник экспериментировал с выдержкой, со старыми плёнками, обладающими неожиданными свойствами, и добивался фантастических эффектов.
Открывает выставку пастельная фотокомпозиция Воинова «Ангел», о которой сам автор говорил, что это его «душа».
В работах мастера есть неудержимый полёт фантазии, сфокусированный на прекрасной модели, природном мгновении. В них автор аппелирует то к модным течениям разных периодов, либо к известным образам и техническим приёмам в русской живописи («Надя», «Алёнушка», «Сфумато»). Каждая фотография несёт в себе определённый образ. Так, фрагмент сломленного ветром ствола дерева у художника превращается в «тёмное царство», зимний вечер с корявым деревом под окнами жилого дома и городскими фонарями ассоциируется с «ночными призраками», зеркальное отражение в озере солнечного луча уподобляется «феномену».
Фотохудожник замечает божественную красоту в самом обычном, будь это заснеженная аллея, с удаляющимися в ней тёмными фигурами, или широкий лестничный портал, замаскированный листвой, сквозь крону которой прорывается яркое полуденное сияние («Тёплый снег», «Летний сон»).
Работая с моделью, постоянно экспериментируя со светотенью и разнообразными фотоприёмами, в результате долгих поисков мастер приходит к неожиданным вариациям. Одна из них – «Рождение бабочки», в которой фотохудожник раскрывает таинство превращения задрапированной куколки в крылатую бабочку.
Прекрасны его женские фотопортреты, где значительную роль играет светотеневая разработка, наделяющая модель таинством, загадкой («Мари», «Длинноножка»).
Доброе отношение к окружающему миру позволили Анатолию Воинову создать изумительные произведения, несущие свет и тепло. Творец фиксирует кадр, и его воображение превращает грубую корягу в «Куриного Бога», «Пришельца» или «Замок Кащея». В следующем фотоэпизоде – сквозь запотевшее стекло открывается миниатюрная панорама живой природы, передающая зрителю визуальное впечатление о двух мирах.
Спокойны и «живописны» его фотоработы с пейзажным мотивом – низким горизонтом, распахнутым небом, воздушным пространством («Вечерняя молитва», «Пастораль»).
Через фотографию мастер убедительно передаёт настроение, личностные переживания, связанные с каким-либо событием или жизненной ситуацией («Разбуженная тишина», «Зимняя сказка», «Ожиданье», «Тоска»).
Женские образы фотохудожника вновь завораживают зрителя своей камерностью, пластикой, утончённостью, необычным ракурсом. Таково произведение «Последний штрих», удостоенное зрительских симпатий на фестивале «Я! Года–2003».
Будто из знаменитых «дягилевских сезонов» к нам вернулась грациозная и обворожительная «Леда».
Достойное место в экспозиции заняли крупноформатные фотопортреты «Саския» и «Девушка в красном». В них проявился не только талант фотохудожника, но и творческая эрудиция Воинова, его живописный дар, глубокие познания истории мирового искусства, уважение к великим западноевропейским мастерам и восхищение их творениями.
В наше время, когда традиционную технику фотопечати вытесняет цифровое фото, творчество Анатолия Воинова становится наиболее актуальным, поскольку оно выдержано временем, сохранив свою классическую первозданность.
Бережно, с большой теплотой и нежностью художник относится к каждой своей модели. Лишённые всякой пошлости, они целомудренны, по-детски наивны, да и авторские названия этих работ звучат по-доброму: «Куколка», «Златовласка», «Сладкая Горгона», «Загадка».
Гармонию и красоту фотохудожник видел и в предметном мире. В его «бутылочных» фотонатюрмортах присутствует иносказательный подтекст, с заложенным философским смыслом. Композиционное решение, игра света и тени и здесь сохраняют свои приоритеты («Вдвоём», «Красное на зелёном», «Смесь»).
Основу данной экспозиции составили фотографии из личных архивов Юрия Шевчука и Игоря Тонконогого. На них однокурсники и друзья Анатолия Воинова запечатлены в различных жизненных эпизодах, большая часть фотографий представляет задорную юность, весёлые студенческие капустники, выезды на природу, а также гастрольные моменты рок-группы «ДДТ» с её бессменным лидером Юрием Шевчуком.
Творчество Анатолия получило широкое признание в профессиональной среде фотохудожников России и Башкортостана. Весной 2011 года с большим успехом по местному телеканалу БСТ прошёл документальный фильм «Фотолик», посвящённый А.Ю. Воинову, позже этот фильм транслировался по Центральному телевидению, на канале «Культура».
В мае 2011 года Уфимская мастерская художественной фотографии «Визуал» приняла участие во II Международной Олимпиаде Искусств в Москве. В номинации «фотоискусство» было представлено 40 фоторабот, в том числе работы Анатолия Воинова, которые были высоко оценены компетентным жюри. «Визуал» привёз из Москвы 5 дипломов и кубок II Международной Олимпиады Искусств. I место в номинации «Портрет» получили работы Анатолия Воинова. Директор Московского Государственного Выставочного зала, искусствовед Г.Н. Гинзбург назвал творчество А.Ю. Воинова значительным явлением в изобразительном искусстве Уральского региона.
Добро пожаловать на фотовыставку, которая продлится до 29 июня.
Перейти к фотогалерее