В Центральной городской библиотеке проходит выставка «Обаяние старых изданий». В читальном зале библиотеки за стеклами витрин молчаливо стоят старинные книги. В большом красном томе «Живописная Россия», датируемой 1882 годом, заведующая читальным залом Татьяна Горлова обнаружила современное граффити. Мастерски «сделанное» слово «Оглавление» украшает не забор, а книгу. Ее по современным канонам можно назвать энциклопедией. На титульном листе «с ерами» максимум информации: кто редактировал, издавал. Описание Западной и Южной России сопровождают тщательная графика, что было всегда в чести изданий императорского русского географического общества. Белоснежные листы, бумага с водяными знаками.
Библиотекарь работает в белых перчатках, бережно раскрывает томики, обращает мое внимание на редкости. Например, на круглый обрез маленького словаря, изданного во Франции, карту дрейфа станции, «Северный полюс» (И.Д. Папанин «Жизнь на льдине. Дневник»). Раритеты требуют почтения.
- Книге вредно соприкосновение с кожей человека, так как ускоряется процесс разложения бумаги, - объясняет Татьяна. – И человеку такое тесное общение не на пользу. Грибок делает свое дело и поэтому книге нужны особые условия, как человеку санаторий или отдых раз в году. В перечень условий входит норма по температуре, влажности, особая антибактериальная обработка и даже мини-пылесос.
Некоторые листы в книге «По белу свету: очерки и картины из путешествий А.В. Елисеева» 1903 года распались. Современные технологии позволяют наращивать не только ногти, но восстанавливать и бумажную массу. Кстати, в Российской государственной библиотеке есть отдел по реставрации книг.
Все-таки иногда новое, хорошо забытое старое. В карманном атласе «Берег Южного Крыма» в конце книги помещена информация об экскурсиях, магазинах, кумысолечении, то есть то, что называется реклама. И это 1909 год.
По истечению лет особую ценность представляют печати библиотек. Они показывают маршрут передвижения книги. Некоторые экземпляры побывали в разных библиотеках, городах, коллекциях. На томике из полного собрания сочинений Генриха Гейне стоит штамп библиотеки служащих союза рабочих кооператив, город Москва. Затем книга перекочевала в частную коллекцию И.С.Денисова и последняя печать поставлена в Уфе, в сталинской библиотеке Ц.Э.С.
- Сейчас я вам покажу интересную вещь, которую я нашла в первом томе издания Ивана Гончарова, - продолжает Татьяна Горлова, - переплет, правда не родной, достался от Шиллера. Посмотрите, здесь прилагается копия автографа первоначальной редакции первой главы романа «Обломов». Это почерк Гончарова, с пометками на полях, исправлениями, 1899-ый год!
Семнадцать книг пришли из другого столетия и у каждой своя история. Вот Мельников-Печерский с двойной нумерацией страниц, а это - «Воскресенье» Льва Толстого с иллюстрациями художника Леонида Пастернака, отца поэта Бориса Пастернака, изданное в Берлине (1923 год). Библиотека репринтных изданий «Книжные редкости» выпустила в свет книжечку стихов Владимира Маяковского «Простое, как мычание», первоначально изданную в 1916 году. Есть на выставке и знаменитый альманах «Северные цветы» 1911 года с Гиппиус, Гумилевым, Волошиным, Брюсовым. Книга в хорошем состоянии.
Соприкасаясь с раритетами прошлого, всматриваясь в ветхие страницы, замедляется ритм собственного дыхания и как, следствие – ритм жизни. Ведь каждый из живущих на земле людей пишет собственную книгу жизни и в ней есть место переосмыслению, исправлению, как на автографе Ивана Гончарова.