«Керамика и эмали Виталия Николаева, текстиль творческого объединения «Кускар»

«Керамика и эмали Виталия Николаева, текстиль творческого объединения «Кускар»

Под таким названием 25 мая 2014 года в выставочном зале «Ижад» БГХМ им. М.В. Нестерова завершается выставка, приуроченная к 60-летнему юбилею члена Союза художников России, обладателя Серебряного наградного знака «Традиции. Духовность. Мастерство», экспонента республиканских, всероссийских, международных выставок, арт-выставок, арт-проектов и этно-симпозиумов Виталия Квинтильяновича Николаева. 

Экспозиция совместила 87 произведений декоративно-прикладного искусства 7-ми участников выставки.

Известный в республике керамист Виталий Николаев, родился в Бижбулякском районе Башкирии, в старинном чувашском селе Кош-Ялга, которому уже около 300 лет. Ещё мальчишкой он «строил из глины на обрыве реки целые города с дорогами, ландшафтами, домами, крепостями…». После восьмилетки приехав в Уфу и поступив в Уфимский авиационный техникум, юноша вскоре понял, что его призвание – изобразительное искусство. Так, было принято им решение поступать на художественно-графическое отделение Башкирского государственного педагогического института, где сокурсниками Виталия стали ныне известные и талантливые художники Игорь Тонконогий и Вагиз Шайхетдинов, Владимир Лобанов и Сергей Маджар. Именно в недрах этого заведения будущий художник определился в керамике, с очень сложной технологией, соединяющей в себе живопись, графику и скульптуру.

Особый жанр творчества в керамике Виталия Николаева – анималистика. По словам самого художника, животные – это самые безобидные существа на земле, «это сама природа». Немного гротескными, но с доброй иронией мастер создаёт их в шамоте и глине, забавных и разных по характеру («Олень», «Страусёнок»). 

Художник признаётся, что предпочитает работать с грубоватой глиной – самым пластичным материалом, который отзывается на любое желание автора. Глина всегда практически готова к работе и даёт нужную фактуру. В его «Гончарных фантазиях» с помощью творческого воображения, глиняное изделие рукой мастера превращается в прекрасный сосуд, с пластически льющимися формами, органичной росписью.

Керамические композиции с эмалями – результат работы Николаева в специальном симпозиуме по горячей эмали в венгерском городе Кичкемет. Их тематика также неразрывно связана с малой родиной художника, ностальгическим пейзажем и простым деревенским интерьером («Пейзаж с деревом», «Пейзаж с домиком», «Когда деревья были большими», «Натюрморт»). Прекрасным дополнением к эмалям Николаева на житейскую тему служат текстильные произведения Стеллы Марковой «Красная горка» и Людмилы Васильковой «Летняя фантазия».

Фактурность и историчность присуща керамическому пласту Николаева «Деревянный городок». Космическая пространственность характерна для шамотной композиции «Крыша дома моего» и объёмной керамической работы «Сосуд-дерево». Тонкая колористическая гамма и эмоциональная выразительность керамической композиции Николаева «Туманное утро» поддержана изысканной декоративностью текстильного панно Марковой «Листопад». 

Воплощая свою мечту о создании целой серии животных и птиц из Красной книги, Николаев возвращает их к жизни с помощью керамики («Птица»). Однако этому не мешает и авторское перевоплощение («Бык-повозка»). Символом зарождения космоса и всего живого на нашей планете является ёмкая, абстрактная композиция в шамоте «Яйцо».

Красивое и грациозное животное, о котором у разных народов складывались мифы и легенды, нашло своё отражение в работе «Посвящение лошади». Это и крылатые кони Пегас и Акбузат, и сильные, выносливые башкирские скакуны – все они, в окружении полей лесов и рек, изображены в стремительном беге с лихими наездниками.

В форме удлинённого сосуда воображение художника представляет отшельника, бредущего с тростью по пустыни. Не изменяя теме, керамист продолжает знакомить зрителя с природной красотой пернатых («Певчий птах»).

В строгой, скомпонованной деталями деревенского быта композиции, художник ведёт хронологический рассказ о событиях и судьбах прошлых поколений, отдавая дань и уважение старшим («Посвящение бабушке»). Восхищает своим ярким, праздничным повествованием с народными куклами «кускаровская» лоскутная композиция «Благовест». 

Сочную мякоть плода с ярко-зелёной коркой на колоритном фоне представила Валерия Зиганшина в своей объёмной аппликации «Арбуз».

Ностальгические нотки звучат в работах Николаева «Картинка из детства», «Золотой ключ от веранды моего детства», «Конь». Материалом для одной из них послужила обыкновенная стиральная доска, где рифлёная металлическая поверхность была превращена в бурную голубую речку, на подмостках которой полощут бельё женщины, в верхней части доски расположились сельские домики. Следующая композиция, построенная из грубых деревянных досок, главным героем которой стал «ключ» явилась своеобразной дверью от веранды, где когда-то в далёком детстве будущий художник, уединившись, мог предаться детским играм и фантазиям.

Любая деревня не обходится без хозяйства и домашних животных – коров, лошадей, собак – всё это художник запечатлел в шамотном пласте «Пейзаж с белыми коровами».

Отличное знание повадок и характеров птиц даёт возможность мастеру создать психологический портрет неугомонной «птицы-секретаря» или настороженно притаившейся в своём гнезде большой птицы. 

Яркие и в то же время печальные краски осени воплощены в лоскутном панно Марковой «Листья». Ноты грусти прослеживаются и в небольшой шамотной композиции Николаева «Пейзаж с пролетающими птицами».

От земли до неба заполнено композиционное пространство керамического пласта Николаева «Год лошади в деревне», сотканного из различных мизансцен деревенских будней. Здесь и петух на заборе, возвещающий об утренней заре, и кипящий самовар на столе с караваем свежеиспечённого хлеба, а возле него хлопочущая хозяйка; озорной кот, проливший крынку с молоком; бабушка с внучкой, обрабатывающие огород; ликующая молодёжь. В центре, на фоне белокаменной башни, словно объединяя всех вокруг, расположились три грациозных коня – изумрудный, лиловый и белый. 

Коронованной, гордой, величавой, с холмами и оврагами, узкими улочками, да деревянными домиками с глазницами окон, украшенными резными наличниками, – такой представил автор образ старой Уфы в своей напольной вазе «Мисс-столица».

Спиралевидный рисунок и таинственные «знаки», обозначенные на тулове керамического сосуда «Начало» и поверхности панно – предвестники зарождения новой жизни.

Светлый образ женщины-богини, в окружении простых и экзотических животных, птиц и рыб – буйволов, слонов и носорогов, зайцев, черепах, ежей и голубей, создал в керамическом панно Николаев «Фарида». 

Синие холодные сумерки, спустившиеся на землю, жёлтая луна, скользнувшая сквозь стволы молодых деревьев, зеркально отражённых в воде…. Эта прекрасная картина весеннего раздумья в керамической композиции «Половодье» ассоциируется у мастера с лирическими пейзажами русских классиков М. Нестерова, И. Левитана, Н. Ромадина.

Фантазия художника-керамиста безгранична. Так, при создании керамического объёма «Рыба-корабль», автор использует глазурь, дающую возможность подчеркнуть блеск красно-коричневых плавников, фактурную «живописность» рыбной чешуи. 

Мастерски передан в объёмной композиции Николаева образ бегемота – этого тучного, но ранимого по характеру животного, покоряет мимика, выражение его глаз, плавная медлительность, сморщенная на тулове кожа. 

Ассамбляж Виталия Николаева, составленный из керамических объёмов и деревянных пластов, украшенных горячей эмалью, уводит зрителя в прошлое, сосредоточив внимание на пластически выразительные древние росписи, знаковые символы и предметы разных эпох, в целях переосмысливания человеческих ценностей («Повозки», «Амазонка», «Время», «Капова пещера», «Старая доска»). 

Памятники скифской культуры побудили художника по-своему представить филипповского оленя, с его причудливыми рогами, узорчатым туловом, горделивой осанкой. Образ оленя в народном стиле, с использованием тамбурного шва имитирует текстильное полотно Мадины Лачиновой «Талисман-2».

Предметы деревенского быта преображены Николаевым в интерпретированный дуэт с этническими элементами, в основе которого также заложена своеобразная философия народной мудрости («Этно-2013, «Память»).

Тайны мироздания вечно волнующие человечество воплощены художником в керамическом панно «Земля. Космос», где хрупкая, живая, голубая планета противопоставлена холодной и недосягаемой Вселенной. 

Лёгкое настроение и тихую грусть навевает «ретро-полотно» Васильковой «Это было недавно, это было давно…», где прекрасные дамы в экстравагантных и изысканных нарядах, словно перемещаются в пространстве, меняя модный интерьер на экзотический пейзаж. 

Пластический рисунок керамической композиции «Геометрия полёта» Николаева в образе летящей птицы с широко раскрытыми крыльями визуально повторяет абстрактный орнамент квилта Васильковой «Осеннее танго».

Выставка, совместившая керамику и текстиль, показала гармоничное единство двух видов изобразительного искусства, оригинальность тематики произведений, высокий профессионализм и мастерство их авторов.

Перейти к фотогалерее

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb