Краски родной земли

Краски родной земли

В мартовские дни выставочный зал «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова представляет персональную выставку нефтекамского самобытного художника Лябиба Ахмадулловича Калимуллина. В экспозицию вошло коло 50 живописных произведений, созданных в 2000–2014 годы. 

Выставочная деятельность Лябиба Ахмадулловича началась с 67 лет, когда на его самодеятельное творчество обратили внимание профессиональные живописцы Нефтекамска и предложили организовать выставку в Нефтекамской картинной галерее «Мирас» (филиал БГХМ им. М.В. Нестерова). Затем последовали персональные выставки в Нефтекамском краеведческом музее, Нефтекамской государственной филармонии и республиканская выставка самодеятельного искусства в Уфимской художественной галерее «Урал». 

Нынешняя, 15-я выставка, открывшаяся в выставочном зале «Ижад» БГХМ им. М.В. Нестерова покорила зрителей своей искренностью, теплотой, трепетным и бережным отношением к своей малой родине. 

Родился художник 3 октября 1931 года в деревне Исламбахты Ермекеевского района Башкирии, в семье крестьянина. Его детство и юность прошли в родной деревне, в окружении живописной природы – среди вековых сосен, ягодных лугов, чистых родников. Летом, по воспоминаниям художника, он со своими сверстниками каждый день пас стадо лошадей, а у приезжих коробейников, вместо сладостей, обменивал что-нибудь из простых домашних вещей на акварельные краски.

После окончания школы, обучившись плотницкому делу, молодой парень вместе с деревенскими мужиками восстанавливает жилые дома, разрушенные войной.

В 24 года, вместе со своей женой, Лябиб Ахмадуллович, покидает родные края и переезжает в Таджикистан, где рождается дочь. Здесь, занимаясь строительством новых домов, он с увлечением рисует подготовительные эскизы для оформления залов и кабинетов. Из-за слишком жаркого климата, семье пришлось сменить местожительство и переехать в северный город Серов, где будущий художник продолжает заниматься строительством и поступает учиться на заочное отделение Московского Народного художественного университета им. Н.К. Крупской. Но, через два года, обучение пришлось прервать из-за болезни жены. 

В 1970 году, Лябиб Ахмадуллович, вместе со своей семьёй переезжает в Нефтекамск, где устраивается работать на Кармановскую ГРЭС столяром-краснодеревщиком. В 1991 году, выйдя на пенсию, и, проработав ещё пять лет, Лябиб Калимуллин постепенно возвращается к своему любимому увлечению – живописи. На его картины обращают внимание местные художники и предлагают организовать выставку. Так открылась новая страница в биографии Лябиба Ахмадулловича – творческая.

Композиции своих картин художник обычно сочиняет по памяти. Иногда это длится долгие дни, но с приходом вдохновения – может завершиться в один сеанс. Удивительное чувство цвета помогает живописцу показать мир в разнообразной колористической палитре, ничуть не уступая при этом известным профессионалам. Таковы его «Тревожный восход» (2006), с ярко выраженными утренними проблесками зари и «Забытая дорога» (2005), где соотношение приглушённо-зелёной травы заросшей лесной дороги к ярко-жёлтой, багровой листве деревьев и кустарников создают удивительную симфонию живописи.

Ностальгическим настроением окрашена композиция «По тропинке молодости» (2012). Ветви деревьев осеннего парка безмолвно сопровождают идущих по тропинке пожилую пару, чьи пути соединились в долгую дорогу жизни.

Полотна Лябиба Ахмадулловича раскрывают нам красочный мир живой природы, со стаями прекрасных птиц и забавных животных, яркими закатами и туманными рассветами. Об этом повествует его серия картин «Родной край» («Лебединое озеро», 2011, «Просторы родного края», 2012).

В своих причудливых пейзажах художник не просто изображает природу, но через чувства и мировосприятие передаёт посыл будущим поколениям о бережном сохранении экологии, всего прекрасного на нашей Земле – бескрайних полях и лугах, чистейших озёрах и прудах, диковинных животных, обитающих в густых чащах и лесах.

Несмотря на непрофессионализм художника, следует отметить в его картинах чёткость многоплановой композиции с грамотным построением линейной перспективы, умелое распределение на плоскости локальных пятен, реалистичное изображение природных явлений – солнечные восходы и закаты, зеркальное отражение в воде зелени, цвето-световые рефлексы («Осенние мелодии», 2000, «Река Урал», 2009, «Окрестность Ивделя», 2010, «Седой Урал», 2012). 

В тоже время для Лябиба Ахмадулловича характерны свои черты в создании того или иного полотна: кулисность композиции, повествовательность сюжета, дробность и упрощённость мазка, стаффажность фигур, декоративность цвета. И, тем не менее, искусство его гуманно, оно несёт в себе свет и доброту, философское осмысление действительности («Вожак на страже», 2005, «Новорождённый», 2011, «Знакомство», «Ранняя осень», «Сельские хлопоты» – 2012).

Восхитительны краски любимого края – от тихого летнего рассвета и бурного весеннего пробуждения до зимних прохладных сумерек («Восход над Белой»,2009, «Утро над Камой», 2014, «Весенние мотивы», 2001, «Ледоход на реке», 2003, «Февраль», 2004). 

Лябиб Ахмадуллович улавливает каждое мгновение природного явления, декоративно представляя фантастические восходы и закаты на Каме, необычную апрельскую радугу.

С упоением нефтекамский художник рисует город, в котором он живёт вот уже 45 лет – его современные жилые дома и административные здания в окружении зелёных насаждений, чистые и уютные тротуары с ухоженными клумбами цветов и ажурными скамеечками («Цветёт Нефтекамск», «Осенний Нефтекамск» – 2013). 

Завершается выставка ярким декоративным панно с растительным орнаментом и замечательной серией цветочных натюрмортов, выполненных на оргалите маслом. Все они также являются источником вдохновения художника, будь это «дары сад-огорода», либо произвольно скомпонованные композиции из горделивых тюльпанов и гладиолусов или скромных полевых цветов, где главным выразительным средством является форма и цвет. Выстроившись в экспозиционный ряд, они наполнили пространство лучезарным светом и теплом.

Творчество самобытного нефтекамского художника Лябиба Ахмадулловича Калимуллина является ярким, неподражаемым примером искреннего народного искусства, близкого и понятного каждому из нас.

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb