В минувшую пятницу в Национальном музее Республики Башкортостан открылась выставка из фондов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея “Русский бунт и любовь всепобеждающая”. Символично, что событие это состоялось во Всемирный день культуры.
...На меня с портрета смотрит Емельян Пугачев. Личность неоднозначная, спорная. После того, как возглавляемая им крестьянская война 1773-1775 годов была подавлена, а сам лже-царь Петр III казнен, было запрещено упоминать даже имя бунтовщика. Восстание же в документах стали называть “известным народным замешательством”. Историки по сей день спорят, прав ли был Александр Сергеевич Пушкин, назвавший русский бунт “бессмысленным и беспощадным”. Экспонаты выставки, на которой мне довелось побывать, передают колорит эпохи, размах и масштабы “русского бунта” XVIII века, “заставляя еще задуматься о смысле и месте народного бунта в российской истории”.
Рассказывают, что Пугачев в последние часы своей жизни каялся, просил прощения у православных, выглядел слабым и растерянным. Таким мы его увидели и в финале фильма Александра Прошкина “Русский бунт”. Эту ленту снимали к 200-летнему юбилею великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина по мотивам его произведений “Капитанская дочка” и “История пугачевского бунта”.
Роль Пугачева предложили Владимиру Машкову. По замыслу режиссера, самозванец, объявивший себя царем, был гениальным актером, и основа его натуры - актерский темперамент. В каком-то смысле Владимир Машков исполнил в фильме сразу несколько ролей. В одном эпизоде Пугачев - грозный царь, в другом - благородный человек. Он заигрывает со смертью: одного бессмысленно и жестоко убивает, другого милует. А то, пустив себе самому кровь, уходит с головой в безумную пляску. Когда Пугачева его же сподвижники сдали властям, он лишился зрительской аудитории, а значит, и своих сил. С данной трактовкой можно, наверное, поспорить, но таково видение режиссера.
Работа началась в Санкт-Петербурге, Москве, Выборге. А основные съемки проходили в Оренбургской области, в Соль-Илецком и Саракташском районах.
- Создание фильма стало большим событием в культурной жизни Оренбуржья, - рассказала во время экскурсии научный сотрудник Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея Мария Андреева. - Декорации использовались в праздновании 200-летия Александра Сергеевича Пушкина. На месте съемок в Саракташском районе был создан музейно-туристический комплекс “Белгородская крепость”. А переданная музею коллекция реквизита и костюмов к фильму стала основой передвижной выставки “Русский бунт в истории оренбургского края”. В 2014 году ее дополнили и теперь возят по городам России.
Посетителям этой экспозиции, безусловно, будет любопытно взглянуть на фотографии со съемок фильма. На костюмы Емельяна Пугачева, уральских казаков, солдат и офицеров той эпохи. Гладкоствольное оружие, кремневые пистолеты, пики, алебарды для фильма изготовил по столичным эскизам житель Оренбурга, реставратор оружия Анатолий Наклонных. К слову, четырёхствольный кремневый пистолет с вращающимся стволом времён Емельяна Пугачёва ему однажды принесли на экспертизу. Оружие было в плохом состоянии: ржавое, без рукояти. Нашли его в земле в том районе Оренбурга, где в 1773 году вполне могли проходить бои.
Поскольку тема русского бунта XVIII века в экспозиции показана через призму кинофильма, снятого по мотивам “Капитанской дочки” и “Истории пугачевского бунта”, авторы выставки не могли не наполнить ее пушкинским присутствием. Мы с трепетом, затаив дыхание, пытаемся прочесть письмо великого поэта своей жене, Наталье Николаевне, из Оренбурга. А еще отрывок из “Истории Пугачевского бунта”. В рамке под стеклом видим оттиск начальной страницы первой главы “Капитанской дочки”. Если говорить о “любви всепобеждающей”, то это про них, Петра Гринева и капитанскую дочь Машеньку Миронову. Эти совсем еще молодые люди пережили страшные потрясения, но любовь свою сохранили.
Мне кажется важным привести строки из интервью режиссера Александра Прошкина журналу “Искусство кино” в мае 2000 года, которое он дал в столице Германии в дни работы 50-го Международного Берлинского кинофестиваля.
“Что меня волнует в этом периоде - это состояние тлеющего конфликта, перманентной гражданской войны, которая стала теперь нормой гражданского общества, в том числе и в России.
Это наша беда, что мы сделали из разбойников национальных героев, мифологизировали Пугачева, Стеньку Разина и прочих. Они не Робины Гуды (хотя и тот был разбойником, просто я о нем меньше знаю), а люди с пароксизмами невероятной жестокости. Все ими затеянное - карнавал с кровопусканием, кровавое пиршество, вызвавшее жестокую реакцию государства.
Чем гражданская война опасна? Невероятным выбросом жестокости. Это время активных и одаренных выскочек, которые появляются непонятно откуда и, по сути, обескровливают нацию”.
И в наши времена на знаменитую Болотную площадь, где был казнен Емельян Пугачев, выходят люди... Буквально на днях в соцсетях известный православный проповедник Андрей Ткачев в одной из своих утренних проповедей привел сложную для нашего понимания замысловатую цитату пророка Исайи. Смысл ее в том, что Господь “наведет реки бурные и большие” на тех, кто тихо и спокойно жить не хочет. Кто желает революции и бурь. Отец Андрей еще сказал: не надо быть пророком, чтобы знать - людей, которые пытаются смутить народ и призывают к очередным бессмысленным действиям, ждет печальный финал...
И напоследок любопытный факт. В массовых сценах приняли участие наследники и потомки Пугачева. Они приезжали на съемки на своих конях. Кто был с конем, но без бороды - получал пятьдесят рублей. Тем, кто бороду отрастил, полагалось семьдесят пять рублей. И когда картину закрыли, местная газета написала: “Не верьте, не верьте, не брейте бороды!”.
Выставку нужно непременно посетить, ведь это наша с вами история. И на ней непременно должны побывать школьники, которые уже прочли “Капитанскую дочку” или которым это в скором времени предстоит.