С 5 по 27 июня выставочный зал «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова представляет произведения двух художников из Санкт-Петербурга – отца и сына Ветрогонских. В экспозицию выставки вошло более 60 авторских работ.
Графическое творчество действительного члена Российской Академии художеств, народного художника РСФСР Владимира Александровича Ветрогонского (1923–2002) хорошо известно широкому кругу почитателей его таланта в России и за рубежом. Педагог, воспитанник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, ученик выдающихся художников-графиков А.Ф. Пахомова, К.И. Рудакова, В.М. Конашевича, Ветрогонский принадлежит к поколению советских художников-реалистов второй половины ХХ века.
Родился Владимир Александрович в 1923 году в Ленинграде. Ветрогонскому пришлось пройти через все испытания Великой Отечественной войны – пережить блокаду в родном городе, воевать на фронте. После демобилизации он запишет в своём дневнике, что «испытал чувство второго рождения…. Мы были наполнены восторгом перед жизнью, и никакие трудности не могли теперь сломить нас». Это настроение определило его творчество. После окончания института Ветрогонский нашёл тему, над которой работал почти два десятилетия – это послевоенное возрождение страны.
Так, в 1950-1960-е годы, Владимир Александрович, обращаясь к теме героического труда советского человека, создаёт графическую серию «Заводские будни» и «Шахтёры». На выставке демонстрируется несколько его работ на эту тему («Горновой», «Прокат», «У мартена», «Оператор», «На выпуске чугуна», «Смена идёт»»). Выполненные в технике литография и цветная линогравюра, они выражают дух времени, торжество идей. Вместе с тем, в них автору каким-то образом удалось избежать сюжетной литературности, прямолинейности, экзальтированного оптимизма. Не случайно, многие из этих работ вошли в золотой фонд советского искусства той эпохи.
В семидесятые годы, каждое лето путешествуя по стране – в Череповце по Неве, через Ладожское озеро, по старой Мариинской системе, по Волго-Балту, художник задумывает цикл графических работ под общим названием «По родному Северо-Западу», в которых приметы времени, отмеченные крупным планом, и сегодня, остаются свежими и современными («Кометы в шлюзах», «На Вознесенском рейде», «Шлюзы Волго-Балта»).
В то же время в графических композициях В. Ветрогонского появляются другие приёмы – соединение индустриального пейзажа с лирическим. Его чёрно-белые литографии фиксируют заброшенные городские окраины, забытые дворы («Старые заборы», «Пикалёвский двор»).
В восьмидесятые-девяностые годы в творчестве Ветрогонского появляется новое настроение. Восхищаясь природой, художник запечатлевает каждое её дыхание, перемену: луч солнца, пробившийся сквозь серые тучи; рассеивающийся над озером туман; ветви одинокого дерева, склонившиеся над опустевшей деревней. Тончайшие пейзажи, написанные акварелью или выполненные в технике литографии, приближают к душе художника, дают представление об отношении к жизни не меньше, чем когда-то серии знаменитых эстампов («Пасмурный день в Суоми», «На Валааме», «Оттепель», «Святогорье»).
После войны Владимир Ветрогонский много путешествует по различным странам. В результате этих поездок художником была создана прекрасная акварельная серия, в которой проявилась его необыкновенная наблюдательность и умение тонко чувствовать окружающий мир («Буриганга», «Бангладеш. В пути», «Бенгалия»).
В этот же период в творчестве Владимира Ветрогонского появляются новые интонации – он пишет лирические, проникнутые философичностью пейзажи, в которых всё больше и больше акцентируется вечность природы («Вечером», «Закат», «Зимние узоры», «Красный Бор», «Утро Александрова дня», «Белые паруса»).
Более пятидесяти лет Ветрогонский отдал преподавательской работе в Академии художеств. Начав с ассистента в мастерской своего учителя А.Ф. Пахомова, художник стал профессором, руководителем мастерской станковой графики и деканом факультета. Преподавателем он был самоотверженным, бесконечно преданным студентам. Он говорил, что «ученики – это моя молодость, им я обязан тем, что всегда должен быть в форме». Продолжая традиции своих учителей Ветрогонский стремился научить их не только мастерству, но и привить понимание высокой миссии художника. Свое звание художника Ветрогонский нёс гордо, и истово и искренне служил искусству. Признание его творчества и заслуг перед обществом неизменно к нему приходило. В 1993 году его избрали действительным членом Российской Академии художеств. С 2005 года по водным путям любимого художником Северо-Запада стал ходить сухогруз – «Художник Ветрогонский».
В наши дни Владимир Ветрогонский признанный классик, его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, и целом ряде других музеев в России и за рубежом.
Художник Андрей Ветрогонский – младший из трёх сыновей Владимира Ветрогонского принадлежит к поколению, начавшему свой творческий путь с 1980-х годов. По окончании средней художественной школы им. Б.В. Иогансона, он продолжает образование на графическом факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в мастерской своего отца – народного художника России Владимира Александровича Ветрогонского.
Отец часто говорил об Андрее: «сын то мой, а ум свой». Сын не пошёл по традиционному пути своего отца. Андрей Ветрогонский свои пристрастия определил стихотворной строчкой Александра Дольского: «…к чему давно привык…», которая стала эпиграфом его творчества. Он привык к скромной северо-западной природе, деревне, Петербургу («Наводнение зимой», «Просто пейзаж», «Синие купола»). Молодого художника интересовала мощная архитектура северной столицы, либо её затаённые уголки; переменчивость погоды и настроений горожан. Камерные композиции, с жёстким рисунком, в лилово-розовых и серо-коричневых оттенках масляной пастели, живо передают энергичную атмосферу сумрачного города и холодную красоту его окраин. Представленные на выставке, пейзажи, наделённые элементами иносказательности, декоративны, изысканы по цвету и неповторимы по настроению («Ссора», «Полынья», «Снег нападал»).
Нелёгкий процесс обретения творческой индивидуальности сопровождался у Андрея Ветрогонского чувством ответственности за профессиональный уровень своего искусства. Такая «высокая планка» вполне объяснима понятным стремлением молодого художника к самоутверждению рядом с творчеством отца, признанного мэтра ленинградской школы графики.
Пробуя себя в различных графических техниках, Ветрогонский «младший» быстро определил круг любимых мотивов и образов: питерские улицы, северные деревенские пейзажи («На Исаакиевской площади», «Пейзаж с лодками», «Тени»).
Андрей Ветрогонский художник скорее камерный. Его искусство соотносится не с социальными масштабными проблемами, а с жизнью конкретного человека. Пластически выразительны его жанровые композиции в технике масляная пастель, с их интересным цветовым решением («В концерте», «Красные стулья», «Белый рояль», «У АВэ во дворе»).
В 2000-е годы Андрей Ветрогонский много работает на натуре, его привлекает возможность красочно и пластически выразить всю гамму ощущений, связанную с непосредственным восприятием природы, со сменой времён года, с ритмами современного города. Особенно ощутимо это в пейзаже – одном из любимых жанров Андрея Ветрогонского. Серии городских пейзажей, своего рода прогулки по городу, основаны на единстве сюжетных мотивов и бесконечном разнообразии живописно-пластических характеристик.
В смешанной технике, с элементами коллажа решены композиции «У светофора» и «У Сампсония – Странноприимца».
Во всей своей изумительной красоте предстаёт перед зрителем природа в пейзаже «Осень на Карповке». В иной тональности пишет художник виды берегов Невы, её набережные, мосты, протоки, питерские площади и скверы, белые ночи. Он бережно фиксирует изменчивое состояние природы и придаёт своим подчеркнуто бессюжетным пейзажам конкретность авторского переживания и живописного видения. Неяркие по колориту, решённые в серо-коричневой гамме с активным использованием чёрного цвета, эти работы подчёркнуто скромны и графичны. В то же время, неброская живописность этих произведений как нельзя лучше передаёт атмосферу Петербурга («Сирень на Марсовом поле», «На площади Льва Толстого», «Корпус Бенуа», «Ваби Саби»).
Андрей Владимирович - участник многих выставок, как в России, так и за рубежом. Его работы хранятся в музеях Санкт-Петербурга и Москвы, в региональных музеях и частных собраниях.
Автор: Ольга Поленок.