Башкирский государственный театр кукол полторы последних недели живет в "режиме военного времени", что, добавлю я, вполне оправданно. На выпуске - спектакль "Урал-батыр", основанный на сюжете национального эпоса башкирского народа - пьесу написал начинающий драматург Владимир Аношкин. И до премьеры остается практически три дня: в пятницу, 21 февраля, новую работу БГТК, а проект удостоен гранта Президента Республики Башкортостан, увидит зритель.
...Нынешний спектакль - не первое обращение театра к героическим деяниям Урал-батыра. Однако, задумывая войти в эту реку в очередной раз, режиссер спектакля, а по совместительству директор БГТК, Ильмар Альмухаметов справедливо рассудил, что новое время диктует, нет, в данном случае не новые песни, но иные подходы и иное осмысление эпического произведения. А посему акцент был сделан на пластическую выразительность и необычную художественную форму, характерную в нашем случае не только для движенческой составляющей, костюмов и сценографического решения, но и для музыкального оформления, получившего практически симфонический размах. Безусловно, публика увидит и кукол, и маски...
Команду Ильмар Разинович сплотил вокруг себя мощную, и в числе его соратников - профессор кафедры пластической выразительности Высшего театрального училища (института) имени Бориса Щукина, знаменитый балетмейстер Ирина Филиппова (Москва), художник Валерий Яшкулов (Элиста), композитор Андрей Березовский.
И есть среди имен столь известных мастеров еще одно. Речь о художнике по песку Виктории Пархоменко, кстати, подготовившей в Уфе ученика, который, в отсутствие своего наставника, достаточно активно возделывает это поле в нашем городе. (Сама Виктория Викторовна живет в Анапе и бывает в столице Башкортостана наездами.) В августе, когда все начиналось, Пархоменко работала в "куколке" в параллель с Яшкуловым, трудившимся в Уфе над эскизами к новой постановке. И я, не скрывая восхищения, наблюдала за тем, как на небольшом станке под ее руками возникали необычные, увеличенные затем на экране, "сыпучие" картины - мертвого города из царства Катила; двух дорог, коим уготовано развести братьев Урала и Шульгена по разным полюсам жизни, говорю о добре и зле; безрадостного края; выжженной земли с древними тотемами и лошадиными черепами...
Однако в ходе репетиций и далеко не единственного мозгштурма концепт претерпел изменения, и сейчас мы уже не увидим того, как под пальцами Виктории рождаются эти песочные "фантазии". Нет, ныне те первые "наброски", за счет монохромного своего "звучания" приобрели некую законченность, и, спроецированные на задник сцены, являются неотъемлемой частью декораций, помогающих зрителю погрузиться в эпоху, возникшую... до начала времен. И мы "слышим" перекличку Викиных рисунков с шорохом зыбучего песка, струящегося из ладоней сэсэна, повествующего о событиях, связанных с рождением Уральских гор.
Что же касается пластики, то мне не хотелось бы заранее раскрывать всех секретов премьерной постановки. Но не могу не упомянуть о том, что у профессора Филипповой начинают двигаться даже камни: артисты (а в спектакле "Урал-батыр" занята абсолютно вся труппа, без деления на русскую и башкирскую бригады, плюс студенты УГАИ) пашут в буквальном смысле слова, валясь в перерывах на пол и дыша, словно загнанные лошади. Но только так, только трудом, комментирует Ирина Николаевна, можно добиться необходимой если не гибкости, то подвижности, умения концентрироваться и, при успешном результате, легкости.
...В "куколке" в режиме non-stop идут прогоны. В какие-то моменты режиссер и балетмейстер, чуть ли не заклеив себе рты пластырем, "отпускают" артистов в свободное плаванье, не делают замечаний, не останавливают, хронометрируя действо и наблюдая за тем, насколько точно уяснили участники процесса "движенческую науку", порядок мизансцен и прочая, и прочая... Время от времени в зале появляется главный художник БГТК Андрей Волков, на ходу обсуждая с Ильмаром Альмухаметовым какие-то детали оформления - в близких к "куколке" кругах знают, что руки у Андрея Сарпионовича просто золотые. Напряженно трудятся все цеха - осветительный, звукорежиссерский, пошивочный, бутафорский... Достаточно сказать, что в минувшее воскресенье Ильмар Разинович вместе с активно занятым в работе над постановкой режиссером Альбертом Имумутдиновым и композитором Андреем Березовским до полуночи бился над записью хора (естественно, поют актеры театра кукол), необходимого для одной из сцен. Я и сама уже не помню случая, чтобы любимая мною "куколка" так пласталась... Впрочем, материал выбран архисложный, эпическое произведение, однозначно, требует особого подхода, особой интонации, да и оценивать спектакль будут с гораздо большей степенью придирчивости, строже, чем обычно. И дело не в президентском гранте. Дело в эпосе "Урал-батыр", интерес к которому, как, собственно, и ко всему вечному, остается неизменным.