26 февраля 2014 года в 17.00 в Уфимской художественной галерее (ул. Революционная, 34) открывается уникальная выставка – «Возвращение шедевра. Выставка одной картины. Питер Пауль Рубенс «Кающаяся Магдалина с сестрой Марфой», 1618-1620, из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств.
Немногим боле года назад 15 ноября 2012 года мир облетела сенсационная новость: в Ирбите обнаружен подлинник гениального Рубенса.
Картина, переданная в Ирбит еще в далеком 1976 году из Эрмитажа и, числившаяся там копией с такой же картины, хранящейся в Вене в Художественно-историческом музее, после проведенных в 2012 году реставрационных работ, оказалась оригиналом самого Рубенса.
В мае 2013 года Ирбит посетила старший научный сотрудник, главный специалист и хранитель фламандской живописи Государственного Эрмитажа Наталья Ивановна Грицай. Она не только подтвердила подлинность картины и принадлежность ее руке великого фламандца, но и дополнила атрибуцию информацией о том, что в создании картины принимали участие два лучших ученика Рубенса. Антонисван Дейк исполнил лицо сестры Марфы, а Якоб Йорданс тщательно прописал фигуру Марфы, в особенности, ее сложенные на груди руки. Таким образом, картина из Ирбита является плодом совместного творчества сразу трех великих мастеров фламандского искусства.
Соседство картине Питера Пауля Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» составят несколько произведений художников Голландии и Фландрии из западноевропейской коллекции Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.
Небольшая экспозиция выставки не может претендовать на полноту картины фламандской и голландской изобразительной культуры, но вполне способна дать представление о наиболее развитых в этот период жанрах. Среди них: разновидность морского пейзажа – марина «Морская сцена» Людольфа Бакхейзена; «Морская гавань» с ее размеренной жизнью, запечатленной неспешной кистью Абрахама Сторка; динамичная многофигурная композиция мастера охотничьих кавалькад и сражений Филипса Ваувермана «Нападение на обоз»; солнечный пейзаж «Песчаный откос» Яна Вейнантса, идиллическая пастушеская сцена Николаса Питерса Берхема и др. Экспозицию дополнили несколько графических работ художников Голландии и Фландрии 17 века, а также лист нидерландца Яна Санредама – работа того периода, когда Голландия и Фландрия были единой страной.
Организаторами проекта являются: Министерство культуры РБ, Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, Региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» РБ, Уфимская художественная галерея, Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова.
Выставка продлится до 23 марта 2014 года, время посещения - ежедневно с 11 до 19 часов без перерыва и выходных; в субботу и воскресенье с 11 до 18 часов.