В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова открылась выставка члена Творческого Союза художников России и Международной Федерации художников, участника республиканских, региональных, всероссийских, международных, в том числе, групповых и персональных выставок Сагита Нургалеевича Гималетдинова. В экспозиции – 64 произведения, созданные художником в 1995-2016 годы.
Простой парень из посёлка Улу-Теляк Иглинского района Башкирии, прошедший армейскую службу подводником на Северном флоте, с детства мечтал стать художником. Его покорила морская стихия, запечатлённая им в ранних акварельных листах, выставляемая художником на своих школьных персональных выставках. Тогда же, в юные годы Сагит серьёзно увлёкся спортом, занимая призовые места на зональных, всероссийских и международных соревнованиях по вольной борьбе и силовому троеборью. Педагогическая деятельность в спортивной секции Центра детского творчества «Умелец» во Дворце культуры при УМПО до сих пор приносит свои плоды, пополняя спортивные ряды молодыми воспитанниками знаменитого чемпиона.
Но увлечение живописью взяло верх. Получив специальное образование на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института, Сагит Гималетдинов, стал одним из представителей так называемой «северной школы» черниковских художников, куда входят Альберт Кудаяров, Мирас Давлетбаев, Николай Одинцов, Александр Эделев и многие другие. Вместе со своими товарищами «по перу» он совершает пленэрные поездки по окрестностям Уфы, привозя живописные этюды, наброски и эскизы с запечатлёнными на них жанровыми сценками и портретными персонажами (цикл «Старая Уфа», «Инорс» – 2010, «Храм», 2013, «Окраина Уфы», 2014, «Народный художник Владислав Меос», 2015).
Творчество Сагита основывается на воспоминаниях о малой родине – родном селе. Сюжеты его жанровых неореалистических композиций незатейливы, они повествуют о жизни простых и скромных людей, в пейзажных мотивах ностальгически прорывается нотка грусти об ушедшем детстве («В гости», 2005, «Семья», «Двор нашего детства» – 2016, «Последний снег», 2002, «Летний вечер», 2014).
Особое отношение художника к истории Уфы, к её незабвенным архитектурным памятникам легло в основу создания живописного триптиха «Старая Уфа» (2010). В работе над композициями из этого цикла мастер использовал уникальные фотографии дореволюционной Уфы известного фотографа Аполлония Александровича Зираха (1855–1919). Автор возвращает нас к дощатому шатровому «Цирку», к величественной «Троицкой церкви», когда-то возвышавшейся над рекой Белой и бурлящей жизни «Гостиного двора».
В камерном фрагменте одного из ранних произведений «Зима» (1997), тонко прослеживается образ холодного, серого дня, щемящая грусть. Напротив, в преобразованном «Зимнем утре» (2015) на просветлённом небе отблески предрассветной зари, отражённой на крышах домов и на стоге сена дают надежду на лучшее.
Смелая, пастозная живопись скульптурно сотворяет мощный православный храм с золотыми куполами на фоне жемчужно-розового заката. Как гармоничен он в сочетании с ведущей к нему извилистой землянисто-охристой тропой!
Своё мироощущение художник представил в триптихе «Деревенские мотивы» (2014). Сферичность композиции, неестественная изломанность линий падающих церквей и накренившихся деревенских изб, создают ритм вечного движения в пространстве. Корпусные, широкие мазки то, в своей круговерти, превращённые в крону деревьев, то хаотично распластанные на поверхности холста, безудержно увлекают к безоблачным, синим далям, где царит покой и тишина. Крупно и убедительно, плотным живописным силуэтом выступают на переднем плане главные его персонажи – деревенские люди, занимающиеся обычным, повседневным бытом.
В жанре натюрморт художник остаётся верным своей манере. Его композиции, несмотря на свою фрагментарность, цельны и монументальны. Мощная, пастозная живопись фактурна, но при этом не лишена определённого настроения («Подсолнухи», 2012, «Цветы и яблоки», 2014, «Сходили по грибы», 2016).
Акварельные этюды, написанные по-сырому, также сохраняют свою свежесть и непосредственность видения мира («Осенний вечер», 2014, «Беседа», «Вечерний звон», «У околицы» – 2016).
В неожиданных вариациях решены портреты. Расплывчатый силуэт, светлая цветовая гамма, образ безвременно ушедшего дорогого друга – как призрачный мираж вырисовывается в пространстве («Ушедший друг А.Воинов», 2010).
Два вечных символа «инь-ян» воплотились в трогательную и нежную сценку «Чувство» (2015).
Фотореализм с его предельной натуральностью образов, имитирующий специфику фотографии, сложной фигуративностью рисунка и композиции, упрощением фактурности за счёт лессировочной гладкописи избран художником для изысканных и обаятельных женских портретов «Учительница моя» (2015) и «Жена любимая моя» (2016).
«Врубелевскими» глазами смотрит на зрителя девочка с портрета художника («Доченька», 2002).
Монументальное полотно «Тишина» (2012), ставшее визитной карточкой к персональной выставке Сагита Гималетдинова, с его пластическим рисунком и мягкими живописными переходами, гармонизирующими пространство, мастерски передаёт эмоциональную выразительность вдохновенной природы родного края.
Тема деревни, воспетая в произведениях Сагита Нургалеевича, неисчерпаема. Источником вдохновения может стать самая обыденная сценка. Так, в жанровой композиции «Лысуха» (2014) бесхитростный сюжет с наступающим ранним утром и домашними хозяйственными хлопотами превращён в повествовательный рассказ, окрашенный светлыми красками жизни.
В ранних камерных этюдах «Зима» (1995) и «Осенний вечер» (1999) тонко и поэтично передано разное состояние времён года.
Среди работ, посвящённых родному селу, есть самостоятельные монументальные пейзажи, написанные в Уфе, подтверждающие живописный талант автора. Стоит обратить внимание на полотно «На реке Белой» (2010), в котором, несмотря на жёсткость письма, работа кажется весьма лёгкой и воздушной. Преобладание в живописи пастельных серебристо-охристых и перламутрово-бирюзовых оттенков, раскрывает музыкально-поэтический лейтмотив произведения.
Небольшие мизансценки из жизни села, с долей народного юмора, представлены как в живописи, так и в графике («Из детства», «В гости» – 2011, «В деревне», 2003, «После бани», 2015, «Мы на лавочке сидели», 2016).
Картины «За водой», «Дом с красной крышей» (2012) – это деревня Бурангулово, с нависшими над раскинутыми мощными холмами свинцовыми облаками, ухабистой земляной дорогой, да живущими на этой земле простыми людьми.
Глубокая философия заложена в произведении «Воспоминание о матери» (2015). Его подвижная композиция, сдерживаемая спокойным зеленовато-золотистым колоритом, передаёт душевные переживания автора.
Перейти к фотогалерее