21 февраля 2014 года на сцене Башкирского государственного театра Кукол состоялась премьера спектакля "Урал-Батыр". Автор инсценировки Владимир Аношкин создал её по мотивам одноимённого великого эпоса башкирского народа. Сегодня подобная работа кажется новаторской для театра кукол. Ведь мы привыкли, приводить в этот театр совсем маленьких детей, видеть на сцене яркую, светлую сценографию, добрых персонажей. Даже злодеи не кажутся нам страшными, потому что дети с самого начала верят - добро победит.
Но те кто старше, помнят времена В. Штейна, когда взрослые спектакли были не редкостью. И этот спектакль, поставленный Ильмаром Альмухаметовым, не только поклон великому художнику прошлого, но и первый шаг в новом пути развития театра.
Люди которые собрались для постановки "Урал-Батыра", были объединены целью, дать новую жизнь великому эпосу и рассказав его через формы возможные только в театре кукол, напомнить людям о таких важных и вечных темах как самопожертвование, вера в добро. В спектакле использован особый "третий жанр", когда кукла и актёр не просто вместе сосуществуют на сцене, но и могут взаимодействовать как два равноправных персонажа. Это позволяет тоньше передать поэтику эпоса, создать сказочность, точнее дать ощутить великое сострадание Урала ко всем людям, и не уйти в излишнюю трагедийность.
Для постановки "Урал-Батыра" была приглашена Ирина Филиппова, один из ведущих современных хореографов России. Она создала на сцене аутентичную пластику персонажей и силы добра и зла, действительно кажутся нам неземными. Когда они сходятся в битве, спектакль достигает поистине эпического размаха.
Художник Валерий Яшкулов создал сценографию, которая переносит нас в ту древнюю эпоху, когда происходит действие эпоса. Создана она настолько точно, что зритель полностью переносится в пространство заявленное спектаклем. И мы вместе с Уралом и Шульгеном скачем по полям, входим в царство злого Дива Кахкаха и несёмся ввысь на легендарном коне Акбузате.
Также в сценографии была использована художественная песочная экспозиция, её автор Виктория Пархоменко, является одним из первых людей в России, кто стал профессионально заниматься песочной графикой, и вывел её на достойный уровень. Решение использовать проекции песочных картин дополняет пространство, расширяет его, превращая стены зрительного зала в эпическое место действия.
Музыка, написанная Андреем Березовским специально для спектакля, не просто дополняет, общую атмосферу спектакля, акцентируя внимание на деталях. Эта музыка, по словам одного из зрителей, "проникает под кожу" и создаёт ощущение архаического мира, насыщая атмосферу. Через неё мы глубже чувствуем, что происходит в душе Урала, когда перед ним стоит нелёгкий выбор: взять живую воду себе или отдать её всем.
Безусловно, этот спектакль является важным событием в театральной жизни республики. Сама природа материала и энергетика постановочной группы, создала спектакль, где слово "эпический" не определение жанра, а форма существования, поэтика которого передана очень точно, что возможно только при использовании куклы, так как она, стирает реальность, оставляя сказочность.
Автор фотографий: Марат Ахмадризялов
Перейти к фотогалерее