В Башкирской государственной филармонии завершился XX Международный фестиваль джазовой музыки «Розовая пантера». То, что в течение трех дней творилось в БГФ, разбило все пессимистические прогнозы о том, что юбилейный фестиваль, пришедшийся на кризис, не будет столь блистательно звездным, а, следовательно, интересным, как прошедшие. Да, в этот раз не было таких фигур, как саксофонист с мировым именем американец Билл Эванс. Но гости нынешнего фестиваля оказались настолько ярко самобытными, что разочарованных в зале филармонии точно не было.
Уфимцы в эти дни погружались в атмосферу джаза буквально с «порога». В фойе - фотографии участников прежних фестивалей, саксофоны, свисающие с потолка, а на полу ударные инструменты и белый рояль, за который можно было есть и сфотографироваться на память, сувенирная продукция с фестивальной символикой… А до начала выступлений музыкантов на сцене крутился проморолик , где обыгрывались 20 цифр, связанных с двумя десятками джазовых фестивалей.
Первый день «… пантеры» оказался, пожалуй, самым неожиданным - настолько разными по наполнению были отделения. Вначале всех в ровный, техничный и очень красивый джаз с прохладной гармонией погрузило выступление уфимского OSTIN-BAND с гитаристом из Екатеринбурга Сергеем Чашкиным. Казалось, что машина времени переместила нас в сороковые-пятидесятые годы прошлого века с полифоничным, но сдержанным звучанием джаза, решившего порвать с «черным колоритом».
Те, кто знаком с темпераментным вокалом Ирины Остин и игрой музыкантов ее коллектива, видимо, понимали, как непросто складывался этот временный музыкальный союз с выпускником бостонского Berkelee College of Music, играющего в стиле белого cool jazz. Но именно этот небольшой диссонанс в общем звучании и составлял особый нерв музыки. Истинные меломаны не могли ни отметить красоту композиции «Краш-тест», написанной Чашкиным. Казалось бы, тема испытания гоночных автомобилей с умышленным воспроизведением столкновений и аварий, не может звучать столь стилистически чисто, с такой выверенной интонацией и эмоциональной сдержанностью! А композиция убеждает: может! Ведь краш-тест для того и устраивается, чтобы автомобили становились безопаснее.
А дальше пришел черед этнического джаза, в этот вечер настолько широко раздвинувшего жанровые границы, что тем самым вызвало у многих потрясение. Родитель этно-направления в России Олег Киреев пригласил на фестиваль музыкантов из Архангельска Тимофея Дорофеева и Константина Седовина. Гитарист Дорофеев и чередовавший игру на флейте с оригинальным вокалом Седовин представили, пожалуй, стиль, способный вызвать самые жаркие споры о том, джаз ли это. Северная этническая тематика звучала самобытно и в авторских композициях, и в обработках народных песен. Импровизации ансамбля-студии «Орлан» под руководством Киреева совместно с архангельским дуэтом не оставили сомнения в том, что да – это джаз, самая свободная форма музыки, не ограничивающая себя в использовании самых разных приемов.
Во втором отделении уфимские любители джаза услышали сильный и очень профессиональный, если такое определение применимо к джазу, вокал Ирэны Аравиной из Казахстана. Ирэна хорошо «спелась» с Олегом Касимовым и Сергеем Чашкиным. А исполнила она джазовые стандарты и интересные авторские композиции своих земляков.
Затем слушатели вновь отправились в прошлое – на сей раз в истинную «эпоху джаза» - раннего, традиционного. Случилось это благодаря трубачу и бэндлидеру из Москвы Петру Востокову. Востоков – личность уникальная: выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных и русско-американского образовательного проекта «Open World-2006», участник «Lionel Hampton International Jazz Festival» в Соединенных Штатах, лауреат различных конкурсов, в прошлом участник Биг-бэнда Игоря Бутмана и камерного оркестра им. Олега Лундстрема. Он играл также в «Академик-Бэнде» Анатолия Кролла, в «Арсенале» Алексея Козлова. Сейчас преподает класс трубы в академии им. Гнесиных и возглавляет Большой джазовый оркестр. Этот его оркестр исполняет любимую музыку Востокова - джаз 20-40 лет прошлого века.
Музыка периода свинга и прозвучала в исполнении Бинг-бэнда Башгосфилармонии, которым в этот вечер управлял Петр Востоков. Браво и известному музыканту из Москвы, и уфимскому оркестру! Несмотря на то, что заранее в Уфу были переданы партитуры, такая аутентичная энергетика музыки Джимми Лансфорда, вдохновенная импровизационность композиций Дюка Эллингтона, свинговый драйв Гленна Миллера, которые передавались и залу, достойна всяческих похвал. Дирижируя оркестром, Петр Востоков, кажется, перевоплощался в одного из королей свинга, и сам управлял оркестром Каунта Бейси, Томми Дорси или Бенни Гудмена. Здорово, что Бинг-бэнд филармонии способствовал созданию такой волшебной музыкальной иллюзии.
А соло на трубе Петра Востокова, конечно же, напомнили любителям джаза игру виртуоза-трубача Диззи Гиллеспи.
Во второй день фестиваля на одной сцене сошлись вокалистка албанского происхождения Элина Дуни со своим швейцарским квартетом и сербская джазовая певица Елена Йовович. Первая – по приглашению художественного руководителя фестиваля Олега Касимова. Вторая – гостья Олега Киреева.
В первом отделении звучала авторская музыка Элины и ее интерпретации балканского фольклора с использованием принципов ладового джаза. Пела она на албанском языке. Теплый драматичный, глубокий голос вокалистки, конечно же, эмоционально лидировал. Но слушатели не могли ни оценить блестящую игру пианиста Колина Валлона, убедительную энергичность ударных Норберта Пфамматтера и элегантную основательность звучания контрабаса Патриса Морэ. Этот квартет заслуженно входит в элитную «обойму» швейцарских музыкальных коллективов и успел завоевать разные международные премии.
Елена Йовович, обладательница яркого голоса и отличной исполнительской техники, выступила с «Орланом» и поразила своей способностью мгновенно подхватывать «брошенный» Олегом Киреевым озорной призыв к импровизации.
Второе отделение этого музыкального вечера было отдано уже знакомому уфимцам и пылко ими любимому композитору, талантливому аранжировщику джазовых стандартов, мультиинструменталисту Аркадию Шилклоперу (Россия/Германия). Он исполнил свои новые и уже известные произведения на валторне, трубе и альпийском роге, вместе с оркестром филармонии. Много шутил, разбавляя игру байками.
Ну а в последний день, как водится, состоялся гала-концерт. Его первое отделение было отдано джазовой вокалистке из США Лорен Хендерсон. Певица с мягким теплым тембром голоса выступила с чутким квартетом Олега Касимова. Привыкшие к тому, что из-за океана к нам везут много знойных эмоций, темпераментных фразировок, яркого скэта, уфимцы несколько спокойно приняли молодую очаровательную Лорен. Оживились только тогда, когда зазвучали знакомые всем стандарты «Cheek to Cheek» и «Summertime».
Второе отделение состояло из самых ярких моментов предыдущих дней. С множеством виртуозных импровизаций, красивых инструментальных соло музыкантов «Орлана» и Биг-бэнда филармонии. Правда, успели уехать Петр Востоков, архангельцы и Аркадий Шилклопер.
Все дни фестивальную программу вел известный джазовый критик Владимир Фейертаг из Санкт-Петербурга. Автор нескольких джазовых энциклопедий, он сам уже давно харизматичнейший человек-энциклопедия. И каждый его выход на сцену в зрительном зале воспринимался как самостоятельный номер.
Перейти к фотогалерее