С 7 по 30 октября выставочный зал «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова представляет совместную выставку заслуженного художника РБ, члена Союза художников СССР, живописца Зайнуллы Гумеровича Шайхлисламова и заслуженного работника культуры РБ, члена Союза художников России, члена Союза педагогов-художников России, графика Юрия Николаевича Григорьева.
Выставка не случайно объединила двух экспонентов, принадлежащих разным поколениям, со своим творческим мировоззрением и художественным направлением. Оба автора, выросшие в окружении прекрасной башкирской природы, получившие художественное образование в Уфе, в своих пейзажных композициях смогли донести до зрителя мощную, непревзойдённую красоту своего края, а в тематических картинах – его историю.
Зайнулла Шайхлисламов свою трудовую деятельность начал столяром и чертёжником. Не оставляя надежды стать профессиональным художником, он получает художественное образование в Уфимском училище искусств, где его преподавателями стали Л. Кузнецов, А. Кудрявцев, Г. Зырин и Р. Ишбулатов. В творческом коллективе Уфимского художественного фонда, где в дальнейшем работает художник, большое влияние на него оказывают известные башкирские пейзажисты – Б. Домашников, А. Пантелеев и А. Бурзянцев. Особое же место в жизни молодого живописца занял один из основоположников башкирского театрально-декорационного искусства С. Калимуллин.
В 1980-е годы – в период зрелости мастера, его ностальгически увлекают старые уголки патриархальной Уфы, с её деревянно-каменной архитектурой, гармонично соединённой с узкими аллеями и припорошенными снегом причудливыми деревьями («Бывшая Большая Казанская», 1985).
Тонко и вдохновенно, основываясь на эмоциональной выразительности образа, живописец изображает уфимские достопримечательности – уютные и гостеприимные скверы им. Салавата Юлаева и им. С.Т. Аксакова.
Следующий период – 1990–2000-е годы, обозначен иной трактовой природного образа. Отдав предпочтение родным Караидельским островкам, горным вершинам Инзера и Бурзяна, благодаря крупным планам и богатой цветовой гамме, полотнам художника присуща смелость композиции и выразительность колорита («Весна в Караидели», 1994, «По Инзеру», 2005, «Караидель», 2012). Величественная, сказочная природа любимого края воплощена и в камерных пейзажах «Розовое лето» (1993), «Три дерева» (1998), «Осень. Подвесной мост через Инзер» (2000), «Соловьи поют» (2012).
Таинством сюжета, с нежным, тёплым, благородным колоритом проникнуты темы, связанные с религией и духовностью («Намазга», 1993, «Город духов», 1994, «Века», 1997).
Лучезарны и живописны его цветочные натюрморты, в каждом из которых автор искусно подбирает свою композицию, особенный колорит, убеждая зрителя в изумительной красоте предметного мира («Астры», 1995, «Бурзян. Нарциссы», 1996, «Розы», 2007).
Уфимский график, преподаватель, много лет являющийся бессменным руководителем летних пленэров, собирающих педагогов художественных школ республики Юрий Григорьев, представил на выставку 40 графических произведений.
Родом с Украины, в 1971 году, приехав в Уфу, Юрий Николаевич, получает образование на отделении графики в Уфимском педагогическом училище № 2, затем на художественно-графическом факультете Уфимского филиала Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.
Свою выставку автор посвятил 55-летию Детской художественной школы № 1 им. А.А. Кузнецова (Уфа), в которой он сейчас преподаёт. Кроме того, с 1991 года по настоящее время Юрий Николаевич является членом жюри и председателем городских, республиканских, международных конкурсов и фестивалей детского рисунка, проходящих в различных городах России и Республики Башкортостан, в том числе Международных конкурсов-выставок детского художественного творчества им. А.А. Кузнецова в Уфе.
В 1980-е годы Юрий Григорьев известен циклом острых карикатур и сатирических плакатов на злободневные темы. Его графические серии 1990–2000-х годов, построенные на гротеске, иллюстрируют известные произведения русских классиков – Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Нынешняя выставка представляет серию листов 2011–2014 годов, созданных на основе пленэрных поездок по Башкирии, в портретных характеристиках которых вырисовывается глубоко драматический типаж башкирского народа («Темьянец из Байназарово», «Катайцы из села Габдюково»). Уважением и теплотой проникнуты женские образы в тематических композициях «Мастерица из Зуяково» и «В гостях у Рахимы-апы». Дополняют их плавные, пластические силуэты в ритме башкирских песен и танцев в диптихе «Серменево». В триптихах «Родной край» и «Байназарово», с их многоплановой композицией, заполняющей весь лист, с жёстким, экспрессивным рисунком, художник раскрывает свой мир, наполненный символическими образами и философией жизни.
Глубоко символичен по своему сюжету триптих «Кага». Величественная и вдохновенная красота девственных мест отражена в серии «Заповедник. Саргая».
Образны и выразительны портреты-посвящения известных башкирских художников А. Кузнецова, А. Бурзянцева и Ю. Туника.
Впервые в экспозиции выставки зритель познакомится с новыми авторскими работами 2012–2015 годов. Так, в триптихе «Посвящается» автор отразил напряжённые фронтовые будни и долгожданную радость победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Интерес художника к истории, в частности, к событиям и героям Отечественной войны 1812 года, воплотился в серии работ «Постоим за Родину свою!». Триптих, выполненный в смешанной графической технике «Посвящается казакам атамана Платова и графа Орлова-Денисова» и акварельный лист «Северные амуры» мастерски передают романтический дух, смелость и отвагу героев исторических событий.
Композицию «Движение и время» (2011) вполне можно назвать автопортретом художника, находящегося в постоянном творческом движении и поиске, видящего перспективы будущего в новых интересных проектах.
Перейти к фотогалерее