16 января 2015 года в выставочном зале «Ижад» БГХМ им. М.В. Нестерова открылась выставка живописи «Мгновения», представившая около 50 произведений заслуженного художника Республики Башкортостан, участника всероссийских, всесоюзных, зональных, республиканских, специальных, групповых и персональных выставок Ильдара Глимнуровича Бикбулатова.
Родился художник 4 ноября 1953 года в Белорецке БАССР. Увлечение с детства рисованием поддерживали Ильдара в семье – отец, Глимнур Хусниярович, долгие годы проработавший диктором на Башкирском радио и телевидении и мать, Фания Маликовна, более 30 лет руководившая артистической труппой Башкирского драматического театра. В 1970-1980-е годы начинающий художник получает образование в Уфимском училище искусств у педагогов А.М. Кудрявцева и Н.Л. Самарина, затем на театральном факультете Уфимского государственного института искусств (ныне Уфимская государственная академия искусств им. З. Исмагилова) у живописцев Р.М. Нурмахаметова и Н.Л. Пеганова и графика Э.М. Саитова. Вступив в члены Союза художников СССР, Бикбулатов начал свою трудовую деятельность в Башкирском творческо-производственном комбинате Художественного фонда Российской Федерации. С 1990 годов по настоящее время Ильдар Глимнурович преподаёт живопись в Башкирском государственном педагогическом институте (ныне Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы).
Представленные в экспозиции живописные работы охватывают значительный период творчества мастера, с 1973 по 2014 годы, около 15 произведений – собственность БГХМ им. М.В. Нестерова.
Уже на раннем этапе своего творчества, будучи студентом Ильдар Бикбулатов определяется в жанре портретной, пейзажной живописи и тематической картины, показав себя достойным продолжателем реализма. Тематика его произведений довольно разнообразна. На портретах зритель может узнать как известных деятелей культуры и искусства Башкортостана, так и исторических героев («Портрет актрисы Тансулпан Бабичевой», 1987, «Башкирские кавалеристы в Париже», 2011). Среди портретируемых – друзья художника по творческой группе «Чингисхан» – Наиль Латфуллин и Ринат Харисов (2010). Близкие по духу товарищи изображены в привычной для них обстановке, во время непринуждённой беседы друг с другом. Выразительность композиции и внутренняя глубина образа характерны для этого портрета. В ярко выраженном национальном костюме позирует своему другу известный живописец Рашид Хабиров (1981). Автопортрет (1987) раннего периода представляет серьёзного и вдумчивого молодого юношу, с сосредоточенным взглядом, устремлённым на зрителя.
Одна из привлекательных тем в пейзаже – город. Этот может быть развёрнутая панорама Уфы, с мусульманскими мечетями, утопающих в рыжей листве, с современными зданиями и мостами под куполом синего неба, с тихими летними вечерами. Большинство из них, сохраняя этюдность исполнения, создаёт свежее восприятие природы.
Галерею портретов из артистической среды продолжает образ народной артистки БАССР Нурии Ирсаевой (1985). Однако, строгий, лаконичный, решённый в стиле салонной живописи, портрет не исключает психологической трактовки модели. Напротив, в образе юной девушки из Бурибая (2003), лёгком и непосредственном, мгновенно возникшем в воздушном пространстве среди зелёных холмов и деревенских домиков, угадываются романтические изыски.
Вдохновенно, с большой теплотой и любовью написан художником портрет матери (2003). Интерьер комнаты, постановка модели, её внутренний стержень, поразительное сходство – говорят о незабытых уроках портретного мастерства его старшего учителя Рашида Нурмухаметова.
Отдавая дань и уважение старшему поколению, Ильдар Глимнурович создаёт серию портретов участников Великой Отечественной войны, также сохраняя творческие позиции в передаче внутреннего мира своих героев («Боец Башкирской кавалерийской дивизии Мусса Валеев», 1985, «Командир 275 кавалерийского полка майор Т.Т. Кусимов», 2008). За дипломную работу «Мать героя» (1978) художник награждается Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ. Внутренняя сдержанность героини, детали быта: строгая развеска фотографий и орденов, семейный альбом,– мастерски подчёркивает дух времени, биографию судеб.
Драматические нотки сменяются лирическими и эпическими пейзажами, где природа родного края вмещает в себя лесистые холмы с лазоревым небом, крутые берега с прозрачными родниками, деревенские улочки с уютными дворами («Уральский дворик», 2002, «У подножия горы Иремель», 2008, «Полдень», 2013, «Деревня Старобаишево», 2014).
В сложные 1990-е годы, когда многие молодые художники стремились показать своё направление в живописи, Ильдар Бикбулатов, влившись в ряды творческого объединения «Чингизхан», представителями которого были Наиль Латфуллин, Василь Ханнанов, Ринат Харисов, Расих Ахметвалиев, создаёт произведения, в значительной мере отличающихся по своей направленности от прежних работ. В них на какой-то период художник освободился от строгих канонов реализма, отдав предпочтение условному языку авангардной живописи, с их строгой ритмичной композицией, локальностью цвета, философией образа, слиянием культур («Красные сумерки», 1990, «Вечер», 1992).
Наступили 2000-е годы – время переосмысления художником своего творческого пути. Вновь вернувшись к своему реалистическому направлению, Ильдар Бикбулатов, помимо проникновенных пейзажей, создаёт «двойные портреты» и тематические картины с особым философским видением и психологической трактовой образов. Снова героями его полотен становятся незаурядные личности – всемирно известный балерон Рудольф Нуриев, друзья живописца Р. Салимгареев и Р. Шарифуллин («Рыбаки», 2014), Д. Сулейманов и Д. Шайхисламов («Разговор», 2011), его учитель и наставник, выдающийся художник Башкортостана Ахмат Лутфуллин (2000).
В настоящий период в живописи Бикбулатова появляются отголоски старых мастеров эпохи Возрождения, французских импрессионистов, русских символистов. Подобное тяготение – не простое заимствование, а скорее интерес попробовать себя в разнообразных гранях мирового творчества («Руслан», 2003, «Альбина», 2007, «Портрет профессора Э.Э. Пурик», 2009, «Тансулпан Бабичева в роли Дианы в пьесе Лопе де Вега «Собака на сене», 2010, «Пушкинская аллея», 2013).
Персональная выставка Ильдара Глимнуровича Бикбулатова показала тернистый творческий путь художника – от сурового реализма до лирического романтизма, вобрав в себя лучшие черты разных направлений. Его работы стали достоянием Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, Национальной библиотеки им. А.-З. Валиди, ОАО «Фонд долгосрочных сбережений» (Уфа), Татарского общественного центра (Казань) и частных коллекций США, Италии, Франции, Испании, Австрии, Турции, Греции.
Перейти к фотогалерее