На III Международном фестивале национальных театров «Алтан-Сэргэ», который проходит в Улан-Удэ (Бурятия) с 11 по 17 сентября, спектакль «Навстречу мечте» башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури завоевал две специальные премии: «За обращение к современной национальной прозе и поиск нового театрального языка» и «За лучший актерский ансамбль».
«Мы получили две очень хорошие номинации. Критики и зрители лестно отзывались о нашем спектакле, никого он не оставил равнодушным, - делится впечатлениями режиссер-постановщик спектакля Ильсур Казакбаев. – Фестиваль проходит на достойном уровне. Каждый день у нас тематические экскурсии: Лысая Гора, сакральное место «Иволгинский дацан», а сегодня едем на Байкал. Мы очень рады, что приехали на этот фестиваль. Спасибо за это нашему руководству и Министерству культуры Башкортостана. Надеюсь, наша республика будет также активно принимать участие в таких международных фестивалях, и нас будут знать в других частях нашего огромного мира».
Напомним, что премьера спектакля на сцене башдрамтеатра состоялась в марте этого года. Ильсур Казакбаев поставил спектакль по книге молодого писателя, Лауреата Государственной премии им.Ш.Бабича Айгиза Баймухаметова «Не оставляй, мама!». Над инсценировкой повести работала молодой драматург Ангиза Ишбулдина.
«Жюри и критики отметили, что спектакль «Навстречу мечте» очень лаконичный, и невозможно было кого-то выделить, оттого мы и получили номинацию «За лучший ансамбль», - отмечает автор Айгиз Баймухаметов. - Мне, как человеку, который причастен к постановке, очень отрадно, что высоко оценили обращение театра к современной прозе. Даже сказали, что эта постановка – подвиг, ведь спектакль несет остросоциальную тему. Что же касается фестиваля, то я думаю, что для нашего театра, участие в данном фестивале – значимое событие, потому что мы имеем возможность сравнить, посмотреть, что есть в других театрах. Организаторы мероприятия отмечают, что каждый представитель, который участвует на этом фестивале – посол своего народа. И нас, представителей башкирского театра, башкирского народа, приняли очень хорошо. Наши актеры, выступив после показа на «капустнике», смогли на достойном уровне показать башкирскую культуру».
Актеры башдрамтеатра, действительно, смогли вступить в диалог с многонациональной публикой. В фестивале принимали участие монголы, эстонцы, хакасы, буряты и многие другие. Башкирский спектакль зрители приняли на «Ура!», мало того, на поклон артистам приходилось выходить более шести раз.
«Я считаю, что это очень важный спектакль, - делится с редакцией театральный критик, обозреватель журнала «Театр», заслуженный работник культуры РФ Татьяна Тихоновец (Пермь). – Такой спектакль может, в принципе, появиться в любой республике, и не только в национальной. Я была бы рада, если бы такой спектакль появился на русском языке. Брошенные дети, которые никому не нужны – это общая проблема. Ребенок оказывается в агрессивной среде, среди людей, которые не любят его. Это в дальнейшем приводит только к ненависти и нелюбви. И эта цепочка будет существовать до тех пор, пока будут дети, которые не нужны государству и своему народу. Эта та страшная проблема, от которой все отказываются. Радостно, что большой академический театр так серьезно занялся этой проблемой. Это вызывает у меня огромное уважение. Ведь одна из важнейших функций театра – его социальная функция. Многие режиссеры проходят мимо сегодняшних проблем, которыми живет человек. Общество привыкло искать в театре удовольствие и комфорт. И то, что театр взял такую тему и сделал так, что нам стало неприятно, это вызывает большую благодарность за такой спектакль».
Театральный критик, руководитель литературно-драматургической части Татарского государственного академического театра им.Г.Камала, Лауреат театральной премии им. Д. Сиразиева Нияз Игламов также отметил одно из достоинств спектакля «Навстречу мечте» - его ансамблевое существование.
Стоит отметить, что фестивальная неделя стала для участников большим событием, и очень важным. Нияз Игламов отмечает, что главное в театральном искусстве, прежде всего, творческая конкуренция. «Для меня башдрамтеатр им.М.Гафури – это один из лучших, важных национальных театров в России» - подчеркнул Нияз Рауфович.
А московский театровед Татьяна Тихоновец, знакомясь с тенденциями развития национальных театров, преследовала свою цель – выявить национальное самосознание той или иной республики, понять, как развивается их театр, литература и язык. «На этом фестивале было очень много круглых столов, - рассказывает Татьяна Николаевна. – Люди могли обмениваться теми проблемами, которые волновали их на сегодняшний день. И для меня важнее посмотреть не на спектакль, а на диалог людей, решающих одни проблемы».
Так, фестиваль в Бурятии смог объединить людей разной национальности, объединить разные творческие коллективы, которые на протяжении шести дней вели диалог на одном языке – театральном.