«Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у народной песни или сказки. Он не подвержен влиянию мимолетной моды. Его мода – традиция, в нем нет ничего случайного, а те идеи и символы, что он несет в себе, отобраны многовековым народным опытом, народным вкусом». Л.А.Молчанов
В целях ознакомления с удмуртским народным костюмом методист удмуртского ИКЦ К.В. Милиятова 20 декабря провела познавательный час для учащихся 4 класса МБОУ СОШ с.Нижнебалтачево. На мероприятие пригласили рукодельницу и швею удмуртских костюмов Миниахметову Анису.
В этот день посмотрели интересную презентацию про удмуртский костюм, орнамент и украшения. Познавательное мероприятие продолжила Аниса Миниахметова. Рукодельница и швея удмуртских костюмов рассказала о своей работе. О том, как подбирается ткань, орнамент, делается эскиз и покрой платья. Дети слушали с большим интересом, ведь перед ними был человек по-настоящему любящий свою работу. Её костюмы обладают уникальной ценностью – ткань превосходного качества, цветовая гамма, крой – всё является точной копией традиционных удмуртских костюмов.
Традиционный костюм удмуртов Башкортостана представляет собой один из вариантов южно-удмуртского костюмного комплекса. В конце XIX – начале XX вв. одежду шили из домотканой пестряди, украшенной браным геометрическим орнаментом.
Мужской костюм практически не отличался от такового у соседних народов. Основу его составляли рубаха до колен из пестрядинной или белой ткани, полосатые штаны. Головными уборами служили валяные войлочные шляпы и тюбетейки. Основу женского костюма составляла длинная рубаха (дэрем) из пестряди, украшенная оборкой (созы). Поверх нее носили передник (ашет). Летней верхней одеждой служили домотканые кафтаны (шортдэрем): кафтаны черного или серого цвета были повседневной одеждой, в белых шортдэремах ходили на моления. В качестве праздничной одежды женщины надевали безрукавные камзолы из цветного бархата, украшенные позументом. Осенью и весной одевали теплые посконные (зыбын) и суконные (дукес) кафтаны, которые носили и в зимнее время. Зимой также надевали овчинные шубы. Основным типом обуви являлись лапти (кут), зимой надевали валенки (гынсапег).
Своеобразными были женские украшения. Поверх грудного разреза рубах женщины носили нагрудники, украшенные монетами и обшитые по краям позументом (тошуко). Широко были распространены нагрудные подвески из монет (сырга и ошет), подбородочные повязки (сакал), накосные ленты (быдес, зырсикузя), а также бусы (весь), серьги (пельгы), перстни (зындес), браслеты (былэзик) и т.д.