В Москве открылась экспозиция «Следующая станция — «Башкирская»

В Москве открылась экспозиция «Следующая станция — «Башкирская»

На станции метро «Выставочная» в центре «Москва-Сити» открылась экспозиция «85 лет уникального опыта», посвященная юбилею Мосметростроя. Она знакомит посетителей с многолетней историей подземного строительства, в том числе малоизвестными ранее историческими фактами — такими, как участие в строительстве самых первых станций московской «подземки» жителей Башкортостана. Из башкирской экспозиции на выставке москвичи впервые узнали о том, что самый большой отряд добровольцев, прибывших на строительство первой очереди метрополитена — около пяти тысяч человек, — приехал из села Николо-Берёзовка, административного центра прежде Калтасинского, а ныне Краснокамского района республики.

Масштабная выставка собрала экспонаты, объединившие коллекции музеев Московского метрополитена и Мосметростроя. На ней представлены исторические документы и фотографии, инструменты строителей разных лет, рассказ о неповторимой архитектуре столичных станций метро, уникальные артефакты, которые находили во время проходки тоннелей в 1930-х годах. Единственным регионом, представившим на выставке свою экспозицию, стал Башкортостан, и не случайно — согласно архивным данным, самый большой отряд добровольцев поэтапно прибыл на помощь Метрострою в 1935-1937 годах именно из села Николо-Берёзовка и его окрестностей. В феврале 1933 года в республику приехали представители Мосметростроя, разъезжавшие по стране с целью вербовки рабочих и нашли здесь самый горячий отклик среди местных комсомольцев. «Уезжали на работу семьями, причем ждал наших земляков тяжелый и опасный, большей частью ручной труд по прокладке шахт киркой и лопатой. Тем не менее возможность приобщиться к ударной стройке «зажгла» калтасинцев: 14 марта 1933 года из Башкирии проводили в Москву первую группу из 326 человек, 11 апреля еще 500, в мае — целый эшелон из 1300 человек. В итоге к июню 1933 года каждый шестой строитель московского метро оказался выходцем из Башкирии. А в целом на строительстве первой очереди метро из Башкирии был каждый 15-й», — рассказала на выставке представитель Башкортостана на стенде, давний исследователь темы, краевед Маргарита Халилова из Краснокамского района.

Согласно подписанному между Мосметростроем и тогдашним Калтасинским районом в 1933 году «Социалистическому договору» в Башкирии засевали и целые «гектары Метростроя», тем самым оказывая строителям продовольственную помощь. Мосметрострой, в свою очередь, обучал приезжающих ведущим профессиям, что позволило им в дальнейшем стать специалистами высокой квалификации. Мосметрострой привез в район на уборку трактора, телефонизировал и электрифицировал село. Это позволило району укрепить свою экономику и выйти в лидеры в республике.

Обо всем этом рассказала москвичам на выставке башкирская экспозиция, подготовленная по материалам музейных архивов республики Полномочным представительством РБ при Президенте РФ и администрацией Краснокамского района. На ней москвичи увидели газетные вырезки 1930-х годов, трудовую книжку, награды и личный дневник самого юного, 16-летнего башкирского метростроевца Мухаметнура Фаткиева, написанную им автобиографическую книгу «Дорогу осилит идущий», исторические кадры и фотографии из домашнего архива семьи метростроевцев Азяр и Галима Галеевых, книгу краеведа Алексея Исекеева «Наши земляки на строительстве Московского метрополитена» и многое другое. Все эти экспонаты организаторы выставки разместили на стендах, которые назвали «Следующая станция — «Башкирская». Встречали гостей в башкирском уголке выставки кураист и танцовщица из московского башкирского фольклорного ансамбля «Ак тирма».

На церемонии открытия выставки руководители московского метро — генеральный директор ОАО «Мосметрострой» Сергей Жуков и начальник ГУП «Московский метрополитен» Дмитрий Пегов — уделили особое внимание теме участия в строительстве метро добровольцев из республики. «Сегодня московское метро состоит из 12 линий и 203 станций, но начиналось все с нескольких самых первых станций и невероятно тяжелого труда героев-комсомольцев 1930-х годов, в том числе из Башкирии, — сказал на открытии выставки Сергей Жуков. — Их труд достоин того, чтобы быть увековеченным, в том числе и в названии одной из станций метрополитена».

Обсуждалась и другая инициатива — возможность изготовить в республике и разместить на одной из станций метро на «красной» ветке мемориальную доску, посвященную трудовому подвигу башкирских добровольцев. Большинство из них трудились на шахтах первой линии метро «Сокольники — Красные ворота» (ранее «Лермонтовская»), на станциях «Комсомольская», «Сокольники», «Красные ворота» и «Красносельская». С просьбой о разрешении открыть такую мемориальную доску уже обращались к руководству метрополитена жители Краснокамского района и члены землячества Башкортостана в Москве, но до сих пор решения не было. «Теперь, после личного знакомства руководителей метро с историческими фактами, появилась надежда на то, что вклад наших земляков будет по достоинству оценен. Республике предложено подготовить и подать соответствующие документы в городскую Комиссию по увековечению памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории и культуры», — отметила Маргарита Халилова.

Из села Николо-Берёзовка руководство Мосметростроя получило подарок — традиционный бочонок башкирского меда и картину народного художника РБ Владислава Меоса «Дорога к храму» с изображением символа села — Никольского храма. А в самой Николо-Берёзовке в эти дни была торжественно открыта мемориальная доска в память о метростроевцах.

Выставка в Москве будет работать до 14 ноября.

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb