Салаватский государственный башкирский драматический театр старше города, который дал ему имя. Салаватский период в истории театра начинается с 1956 года, а год его рождения – 1933, и назывался он в то время Аургазинский колхозно-совхозный театр. В тот период повсюду возникали кружки художественной самодеятельности, национальные театры. Аургазинский театр также образовался на основе драмкружка при Карамалинском районном клубе, в котором занимались передовые учителя окрестных школ. Первой настоящей постановкой кружковцев стала «Голубая шаль» К.Тинчурина. После этого события, весной 1933 года, незадолго до начала посевной, при ходатайстве бюро райкома партии, драмкружок под руководством Губайдуллы Якупова обретает статус профессионального колхозно-совхозного театра и начинает основательную работу. После окончания Уфимского техникума искусств в молодой театр приехали артисты Галлям Галиев, Фаяз Вахитов, Газиза Уметбаева, Накия Алтынбаева, из Стерлитамакского педагогического училища – Бикташ Калимуллин.
Для повышения профессионального уровня Аургазинского театра, башкирское правительство направило сюда Елизавету Сыртланову-Шляхтину – известного деятеля искусств, заслуженную артистку Башкортостана. Знаменитая Лиза-апай стала первым режиссером, по сути – основателем театра.
В репертуаре довоенного периода – классика башкирской, татарской драматургии, пьесы золотого фонда русского театра -«Молодые сердца» Ф.Бурнаша, «Сибиряк Гильман» А.Тагирова, «Галиябану» Х.Ибрагимова, «Без вины виноватые» А.Островского. Аургазинцы завоевывали главные призы фестивалей колхозно-совхозных театров. Мало-помалу Аургазинский театр из самодеятельного кружка переходил на уровень профессионального. При поддержке башкирского правительства развивалась материальная база театра. Артистам удавалось создавать яркие образы, раскрыть характеры персонажей в соответствии с идейной нагрузкой, не отходя от требований времени.
В суровые годы Великой Отечественной войны семь преданных и героических актрис сохранили театр для потомков, для будущих поколений зрителей. Создав из драматического коллектива агитбригаду, артисты колесили по деревням и селам, поддерживая духовные силы народа. Две актерские семьи – Закия и Ибрагим Ахмеровы, Газиза Насырова и Бикташ Калимуллин являлись «движущей силой» репертуара, творческими лидерами коллектива.
«Великое переселение актеров» состоялось под руководством директора И. А. Ахмерова, который возглавил театр 1941 году, директорствовал он с перерывом почти четверть века. Костяк труппы в те годы составляли Р.Баянов, М.Амирханова, Р.Сайфуллина, Х.Фахриев, И.Валеев. В эти же годы у театра появился свой первый профессиональный режиссер, выпускник московского ГИТИСа Халит Усманов. Оценив творческие возможности коллектива, он счел нужным обратиться к масштабным произведениям («Тансулпан» К.Даяна, «Огненный вихрь» А.Мирзагитова, «Салават» Я.Апушкина). Его придирчивому взгляду сразу открылись все «неправильности» в исполнении ролей актерами, и он первым стал выстраивать мизансцены, принимая в расчет характеры образов, с соблюдением идейно-смысловой нагрузки произведения. Труппа театра постепенно, шаг за шагом усваивала законы сценического искусства. Традиции, оставленные Х.Усмановым, достойно продолжил молодой режиссер Рафаэль Аюпов. Для него оказалось не сложным работать с труппой, составляющей единый ансамбль. Нужно лишь не растерять достигнутое и подниматься на новые ступени в творчестве. Рафаэль Аюпов обратился к драме С.Мифтахова «Зимагоры», высокий профессионализм режиссера в этой постановке позволил артистам успешно создать типические образы. Каждый спектакль Аюпова был удачнее предыдущего. За «Зимагорами» последовали спектакли, поднимающие морально-этические, психологические, духовные проблемы действительности. Среди них «Раушан» Г.Ахметшина, «Горькие ветра осени» А.Гиляжева, «Райса» и «Файзи» Н.Асанбаева, «Недоспетая песня» М.Карима.
После ухода Р.Аюпова, в 1964-м году главным режиссером в театр пришел Вазих Сайфуллин, бывший актер труппы. Режиссер был хорошо знаком с уровнем мастерства своих коллег, но его волновало их творческое будущее. Его тревожило, что профессиональные данные актеров могут остаться заключенными в жесткие рамки национальной драматургии. Поэтому В.Сайфуллин стремился расширить актерский творческий диапазон, сделав его более гибким и разноплановым, пробовал их силы в произведениях мировой классики, обогащая и усовершенствуя их опыт. Обращение к зарубежной драматургии и пьесам родственных народов помогло поднять авторитет коллектива, дало толчок для роста творческого потенциала. Среди таких спектаклей - «Чудак» Н.Хикмета, «Смелые девушки» Т.Гиззата, «Эзоп» Фигейредо, «Бай и батрак» Х.Хакимзаде-Ниязи. Только это короткое перечисление постановок 60-х годов дает представление о разнообразии, разноцветье репертуарной афиши. И если до Сайфуллина в спектаклях театра отражались преимущественно проблемы социально-бытовые, то теперь молодой режиссер смело ставит перед зрителем вопросы общественно-политической, философской тематики. В 1964-1965 гг. труппу пополнили выпускники Уфимского училища искусств Ф.Нигматуллина, А.Мустафин, Ф.Ахметов, А.Нурмухаметов и др. Стали возможными постановки этапных спектаклей с большим актерским составом. Вазих Кашапович служил в салаватском театре в общей сложности четверть века. Его постановки - «Иргиз» Х.Давлетшиной, «Смелые девушки» Т. Гиззата, «Эзоп» Г.Фигейредо, «Выходили бабки замуж», «Таштугай» Ф.Булякова - вошли в сокровищницу национального театра.
В Салаватском театре сформировался как режиссер Лек Валеев, получивший образование в ленинградском вузе. Его постановки «В день свадьбы» В.Розова, «Страна Айгуль» М.Карима и другие оставили свой неповторимый след в истории театра, добавив коллективу силу и мощь на пути к вершинам искусства.
...В первые годы своей городской жизни театр располагался в двух бараках, затем не одно десятилетие шли репетиции в приспособленном помещении, предназначенном для продмага. Театр не имел главного – стационарной сцены. Большую часть времени театр, оставаясь передвижным, проводил «на колесах», гастролировал по городам и весям. Ситуация начала меняться, когда директорское кресло занял Марс Шарипович Яппаров, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, Почетный гражданин города Салавата. М.Ш.Яппаров возглавлял театр двадцать лет. С присущей ему дипломатичностью он формировал отношения и с городской властью и с руководителями ведущих промышленных предприятий, в первую очередь с нефтехимкомбинатом, ныне ООО «Газпром нефтехим Салават». Салаватский театр и градообразующее предприятие – особая страница биографии, ведь все судьбоносные события происходили не только с его участием, но и благодаря его помощи и поддержке. В декабре 1992 г. театр переехал в свой новый дом – в бывшее здание Дома культуры «Машиностроитель».
В 1998 году по приглашению Министерства культуры РБ Наиля Абдулхаевна Сафаргулова (Байкова) вступает в должность руководителя Салаватского государственного башкирского драматического театра и возглавляет творческий коллектив по июнь 2014 года, отдав свои лучшие годы сохранению и развитию культуры и искусства города. Наиля Абдулхаевна развивает уже в современном контексте традиции, заложенные самым успешным директором М.Ш.Яппаровым.
Может быть потому, что у труппы не было пристальной опеки и ласки больших чиновников, Салаватский театр являлся экспериментальной площадкой сценического башкирского искусства.
Салаватский театр по большому счету никогда, несмотря на то, что он долгие годы не имел стационарной сценической площадки, не изменял своему главному предназначению – духовного наставника своего зрителя. Актеры были фанатично преданны именно этому театру, театру, который в первые десятилетия оставался «театром на колесах». Здесь взошла звезда народных артистов Рима Баянова, Файзуллы Бахтиярова, Рифа Музагитова, Рафаэля Салихова, Флюры Мустафиной-Нигматуллиной... Продолжают традиции нынешние актеры Салаватского государственного башкирского театра заслуженный артист Российской Федерации Миндулла Идрисов, народные артисты Республики Башкортостан: Гульшат и Рим Зиязетдиновы, Риза Магадеев, Гульчачак Шарипова, заслуженные артисты Республики Башкортостан: Якуп Шарипов, Назгуль Исанбаева, Науфиля Якупова, Гульфира Сафиуллина, Фатих Кульсарин и другие.
В 2006 году Салаватский государственный башкирский драматический театр открыл двери для молодых актеров Айсылу Лукмановой, Рафаэля Гайнуллина, Мираса Юмагузина, Рифа Мусина, Револя Гималова, Наркас Юмагузиной – выпускников спецкурса Уфимской государственной академии искусств, художественным руководителем, которого являлся Ахтям Абушахманов, заслуженный артист РФ, народный артист РБ.
Многие из них – лауреаты ежегодной премии «Лучший актер года». Аналогов этому проекту на театральной карте республики нет. Премию вручает местный предприниматель Салават Исхаков.
Именно в Салавате в 1993 году родилась «Театральная весна» - фестиваль республиканских театров. На первой «Театральной весне» Салаватский государственный башкирский драматический театр отметил свое новоселье.
Знаковое событие – переоборудование сцены. В 2005 году состоялась самая необычная премьера за всю историю театра – презентация новой сцены, на это торжество приезжал тогдашний Президент РБ М.Г. Рахимов. Технологическое оснащение сцены, самого современного в республике, было осуществлено благодаря ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», генеральному спонсору театра.
На салаватской сцене впервые зазвучали имена ныне признанных башкирских драматургов. Одно из ярчайших – Флорид Буляков. Спектакль по его пьесе «Расстрелянный табун», поставленный молодым режиссером Гульдар Ильясовой, стал откровением для зрителя, важной вехой творческой биографии Гульдар Ильясовой, заслуженного деятеля искусств РБ, лауреата государственной премии имени С.Юлаева. «Выходили бабки замуж», «Похищение дедов», «Таштугай», «Отчего девчонки плачут», «Цветок прощания – герань» - впервые были поставлены именно на Салаватской сцене. Каждое последующее произведение драматурга, увидевшее свет на Салаватской сцене, становилось для коллектива очередной ступенью на пути к высотам мастерства.
Коллектив театра гордится и тем, что великий Мустай Карим при жизни проявлял искренний интерес к проблемам развития провинциального театра, встречался с его актерами. Народный поэт Башкортостана благословил постановку своего «Салавата» на салаватской сцене. Режиссером спектакля «Салават» по пьесе М.Карима «Семь сновидений сквозь явь» выступила Наиля Сафаргулова (Байкова). Мустай Карим присутствовал на премьере «Салавата», одобрил его как зритель, пожелания создателям спектакля явились источником вдохновения на многие сезоны для всей труппы.
Долгие годы сотрудничества связывали Салаватский театр и классика башкирской драматургии Нажиба Асанбаева, автора легендарного «Красного паши». Нажиб агай в молодые годы непродолжительное время работал в Салаватском театре. Три спектакля по его пьесам – «Башкир из Кузян» (по трилогии «Заки»), «Зайтунгуль» и «Семь девушек» поставлены на салаватской сцене за последнее десятилетие. Сценическая история их интересна. «Многосерийную» пьесу «Заки» рискнула взять к постановке Наиля Сафаргулова (Байкова). «Зайтунгуль» на салаватской сцене поставил Олег Ханов, заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Государственных премий РБ и РФ. А драма «Семь девушек», в основе которой лежит реальная история и написанная специально для Салаватского театра, в постановке Айрата Абушахманова, стала его своеобразной визитной карточкой.
На открытии 74-го театрального сезона (2006г.) присутствовал классик - легенда татарской драматургии Туфан Миннуллин. Сезон открывался премьерой – спектаклем по пьесе Т.Миннуллина «Вот так случилось» (постановка Олега Ханова). В этой работе – сплав зрелости и молодости салаватской труппы, спектакль талантливо продемонстрировал и верность традициям и их творческое развитие. Театралы отметили современный стиль и неповторимый почерк сценографа – главного художника Салаватского государственного башкирского драматического театра Альберта Нестерова, ярко заявляющего о себе в каждом постановочном решении оформляемых им спектаклей.
Сегодня старейшая труппа не изменяет своей вечной любви – любви к сельскому зрителю, это ее корни, ее неиссякаемый источник вдохновения. Нет в родном Башкортостане даже маленького клуба, полевого стана, где бы не играли салаватские артисты. За всю историю театра не было сезона, чтобы отменились сельские гастроли. Время диктует свои маршруты гастрольных дорог. Начавшись в 1991 году с поездки в китайский город Мишань в рамках культурного обмена (была представлена башкирская фольклорная программа в постановке режиссера К.Надершина), в последующие годы в географии гастрольных афиш появлялись названия новых стран, регионов и городов - это Ташкент (Узбекистан), Бишкек (Киргизия), Актау (Казахстан), Москва, Казань, Челябинск, Оренбург, Екатеринбург, Курганская область, Пермская область, Ханты-Мансийский автономный округ и т.д.
73-ий театральный сезон (2005г.) завершился участием в фестивале театров малых городов России, который проводил Государственный Театр наций в Москве. На легендарной сцене Малого театра на Большой Ордынке Салаватский государственный башкирский драматический театр играл спектакль «Кавардак FOREVER» (режиссер-постановщик Эдуард Шаихов, художник-постановщик Альберт Нестеров – ныне заслуженный деятель искусств Башкирии, лауреат российской национальной театральной премии "Золотая маска", кавалер ордена Салавата Юлаева).
В 2015 году состоялась поездка театрального коллектива в Турцию, г.Конья, для участия в VIII Международном фестивале тюркоязычных театров «Тысяча вдохов и один голос». На суд зрителей был представлен спектакль в постановке З.Сулейманова «Последняя песнь деда Коркута» по одному из сказаний огузского эпоса «Книга деда Коркута».
…История Салаватского театра еще только пишется. Интрига возникает порой самая неожиданная. Но всегда побеждает любовь к сцене. Вечная любовь, доказывающая, что театр – дорога без конца.