СИБАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАШКИРСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ им. А. МУБАРЯКОВА был создан в 1931 году Постановлением Правительства Башкирской АССР как 2-ой Башкирский профессиональный театр. Его основоположники — выпускники Башкирского театрального техникума Ш. Суяргулов, С. Янбухтина, З. Нигматуллина, Х. Искандарова, С. Бакиев, М. Ишкабулов, С. Саитов, Г. Абзгильдина. Первым главным режиссёром и художественным руководителем был назначен Арслан Мубаряков, тоже выпускник Башкирского театрального техникума. Открылся театр спектаклем «Бунт» А. Глебова. Затем были такие яркие постановки, как «Райхан» Н. Исанбета, «Карагул» Д. Юлтыя, «Женитьба» Н. Гоголя, «Ксенья» А. Волкова. В том же году труппа пополнилась творческой молодёжью — это гармонист Ф. Гайфуллин, кураист Х. Ахметов, артисты Н. Хасанов, К. Гильметдинов, Б. Калимулин.
Следующий сезон театр встречает в Баймаке. Распоряжением Правительства республики театр переводят в Зауралье и переименовывают в Баймакский колхозно-совхозный театр. Художественным руководителем и директором театра назначается К.Бакиров, который привнёс в жизнь театра культурное дыхание Москвы. Выпускник Ленинградского техникума сценических искусств, до возвращения в Башкирию он поработал в Московской консерватории, в ГИТИСе. Опираясь на методику К. С. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, ставит спектакли «Одинокая берёза» М. Карима, «Райхан» Н. Исанбета, «Карагул» Д. Юлтыя, «На берегу Дёмы» К. Даяна, «Женитьба» Н. Гоголя, «Ксенья» А. Волкова.
В 1935 году молодой коллектив Баймакского театра принимает участие во Всероссийском смотре колхозно-совхозных театров в Москве со спектаклями «Алатау» А. Тагирова и «Карагул» Д. Юлтыя, где занимает почётное второе место и награждается грузовым автомобилем.
В 1937 году Баймакским театром руководит Гиният Ушанов. Репертуар пополнился такими спектаклями в его постановке, как «Башкирская свадьба» М. Бурангулова, «Мактымхылыу» Д. Юлтыя, «Сакмар», «Зимагоры», «Дружба и любовь» С. Мифтахова, «Как закалялась сталь» по роману Н. Островского.
1938 год для Баймакского театра является переломным. Театр возглавляет заслуженный артист РСФСР Сахи Саитов. В эти годы репертуар в основном складывается из драматургии национальных авторов, таких как С. Мифтахов, Т. Гиззат, в то же время ставятся спектакли по произведениям русской классики — Н. Гоголя, А. Островского, А. Чехова.
Великая Отечественная война забрала большинство мужчин-актёров. Оставшиеся одни, женщины продолжали играть в спектаклях. Золотыми буквами в истории театра прописаны имена актрис: Г. Абызгильдиной, Б. Магадеевой, Я. Абитаевой, К. Ихсановой, М. Азаматовой, М. Абзелиловой, Г. Ирназаровой. К сожалению, война унесла жизнь многих ушедших на фронт. Из девятнадцати артистов Баймакского театра вернулись только двое – это Гайфулла Сарбаев и Мансур Лукманов. А Амир Абызгильдин, Сайфулла Аксурин, Сынтимир Бакиев, Мухамет Гильманов, Хамит Давлетшин, Азбар Курсаев, Зуфар Хайриев, Зуфар Зайнуллин, Султан Ибрагимов, Мухамет Ишкаболов, Мухамет Ягафаров, Гальметдин Кабиров, Яхъя Лукманов пали храброй смертью на поле сражения. Имена этих героев золотыми буквами вписаны в историю театра.
С возвращением Гайфуллы Сарбаева и Мансура Лукманова работа в театре оживляется. Юноши из самодеятельных кружков – Ишмулла Дильмухаметов, Хамза Курсаев и др. стали выступать в главных ролях.
Гайфулла Сарбаев проходит войну в башкирской конной дивизии. Храбрый кавалерист показал себя не только славным солдатом, но и талантливым кураистом, аккордеонистом и превосходным танцором. А его курай, сделанный из медной трубки фашистского самолета, сбитого нашими зенитчиками, был спутниками и вдохновителем в боях. Сегодня этот курай хранится в Национальном музее Республики Башкортостан.
Возвращение обладателя такого многогранного таланта, воина-артиста с большим жизненным опытом поистине было большим счастьем для творческого коллектива. Заслуженный артист РСФСР Гайфулла Сарбаев всю свою жизнь посвятил Сибайскому театру – создал десяток ярких образов и поставил более 30-ти спектаклей различного характера. Его постановки «Песня жизни» М.Амири, «Свояки» И.Абдуллина, «Тальян гармонь» Г.Ахметшина, «Хитрый Бадамша» бурятского писателя Ц.Шагжина, «Одинокая берёза» М. Карима и мн.др. шли на сцене с большим успехом.
В тяжелые послевоенные годы труппу пополняют молодые актёры — выпускники театрального техникума: К. Хабибуллина, Т. Ишемгулова, Г. Гиляжев, Х. Хасанов, чуть позднее Р. Кагарманова, М. Ахметгалеева, А. Дильмухаметова, Я. Мухутдинова, А. Мустафин. А в 1951 году после расформирования Кигинского колхозно-совхозного театра присоединяются к Баймакскому театру З. Ханов, Ш. Сиражетдинова, Я. и М. Минлишевы.
В ноябре 1954 года Баймакский колхозно-совхозный театр переименовывается в Баймакский башкирский государственный театр драмы. А в 1957 году решением Правительства республики театр переезжает в молодой город горняков и строителей Сибай. Осенью 1961 года Постановлением Совета министров БАССР театр получает название «Целинный театр БАССР». В 1963 году главным режиссёром назначается молодой выпускник ГИТИСа Рафаэль Аюпов, поставивший в последствии более 30 спектаклей. Среди них — «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Тополёк мой в красной косынке», «Потерянная любовь» Ч. Айтматова, «Тартюф» Ж. Б. Мольера, «Человеческое счастье» Н. Асанбаева, «Сын солдата» А. Мирзагитова, «Шонкар» А. Атнабаева, «Резной трон» И. Юмагулова и др.
В мае 1968 года театр переименовывается в Сибайский башкирский государственный театр драмы. Должность директора получает В. Фаткуллин, главного режиссёра — актёр-фронтовик Ф. Галяутдинов. Афишу пополняют такие спектакли, как «Четыре жениха Диляфруз» Т. Миннуллина, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Дети мои» А. Атнабаева, «Салават» М. Карима, «Черноликие» М. Гафури, «Байрамбика» Р. Янбулатовой, «Фатима» С. Ямала и другие. Начинают появляться имена новых драматургов. Успех первых произведений «Любовь и преступление», «Утренний туман» Ф. Богданова, «Крылья беркута», «Самоцвет» Г. Исхакова, «Проливные дожди» Н. Гаитбаева дал молодым авторам творческое вдохновение.
В феврале 1975 года на должность директора назначается актриса Р. Кагарманова, руководившая парторганизацией коллектива. В эти годы театр начинает стабильно развиваться и завоёвывать всеобщий авторитет. Гастроли, проходившие в республике, Казани, Екатеринбурге, Челябинской, Оренбургской областях, положительно влияют на дальнейшую творческую деятельность театра. В 1960–80-е годы основной творческий состав труппы формируют З. Ханов, Х. Курсаев, Ш. Сиражетдинова, К. Хусаинов, Р. Адельшина, К. Хабибуллина, М. Емалетдинова, Р. Кагарманова, М. Ахметгалеева.
В театр приезжают молодые талантливые актёры — выпускники Уфимского училища искусств: в 1964 году — Р. Худайгулова, Р. Гирфанова, З. Валитов, М. Исхаков, Р. Фарвазова, А. Набиуллин, позже — Ф. Хасанова, М. Нигматуллин, М. Ямилев, М. Салимов, Ф. Минажев, Р. Салимгареева, К. Исламгулова, Х. Сафин. К ним примкнули В. Калмантаева и А. Мустафин из Салаватского театра, Р. Багаутдинов из Стерлитамакского просветучилища культуры, А. Гатиятуллин из народного театра. В 1973 году приехали первые выпускники театрального факультета Уфимского государственного института искусств — З. Баязитова, В. Юсупов, Р. Сайфуллин и Х. Давлетов. Далее год за годом театр набирает новые творческие силы: в разные годы здесь работали С. Афлятунов, Р. Яныбаев, А. Янбеков, Р. Кудашева; режиссёры К. Надыршин, А. Сафиуллин, Б. Ибрагимов, Г. Ильясова.
Талантливыми режиссерами создается многообразный, богатый репертуар. Фатхелислам Галяутдинов («Четыре жениха Диляфруз» Т.Миннуллина, «Матери ждут сыновей», «Огненный вихрь» А.Мирзагитова, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Черноликие» М.Гафури и др.), Рафаэль Аюпов («Порог» А.Дударева, «Резной трон» И.Юмагулова, «Под знаком Марса» Р.Хамида, «Стол на четверых», «Ой, кто там лежит?» Н.Гаитбаева, «Свояченица Газиза» Р.Сафина и др.), Ким Надыршин («Зайтунгуль» Н.Асанбаева, «Свадебное платье» Г.Ахметшина, «Самоцвет» Г.Исхакова, «Старший сын»А. Вампилова и др.) подбирали и ставили спектакли с разнообразной тематикой и в разных жанрах, и каждый из них оставил неизгладимый след в истории театра, в творчестве актеров и душах зрителей.
Режиссеры Ким Надыршин, Алик Сафиуллин, Байрас Ибрагимов, Гульдар Ильясова, работавшие в разные годы в Сибайском театре, внесли большой вклад в рост, развитие и совершенствование коллектива.
В 1987 году главным режиссёром театра назначается Лек Валеев, а директором — Дамир Галимов (с 1992 г. – художественным руководителем театра).
Заслуженный деятель искусств БАССР и РСФСР, лауреат государственной премии Салавата Юлаева Лек Валеев, за короткое время работы в Сибайском театре поставил знаковые спектакли для театрального искусства Башкортостана. Это спектакль «Башкирская свадьба» видного башкирского ученого, народного сказителя и драматурга Мухаметши Бурангулова и драма народного поэта Мажита Гафури «Красная звезда» В свое время эти пьесы были запрещены цензурой партийной идеологии, но через 50 лет зрителю посчастливилось их вновь увидеть. Также очень талантливо он поставил спектакли Мукарамы Садиковой «Ненаглядная», Н.Рыбакова «Мое дитя».
В год 60-летия театра в сентябре 1991 года Постановлением Совета Министров Республики Башкортостан Сибайскому башкирскому государственному театру драмы присвоено имя первого художественного руководителя театра, выдающегося деятеля театрального искусства, народного артиста СССР Арслана Мубарякова. Коллектив театра начал работать с большим воодушевлением, стараясь соответствовать своему новому статусу и не ронять честь, высоту великого артиста. Театр ставит для себя новые задачи, совершенствует свое творчество, обогащает стиль своей игры, старается обрести свое лицо среди других театров республики.
Прежде всего, нужно было так подобрать репертуар, найти такие произведения, которые бы отвечали злобе дня, и способствовали творческому росту коллектива. Ведь одна из главных задач театра - в каких бы сложных условиях ни находились, продолжать стабильно работать, не потерять своих зрителей. Отрадно то, что все это коллективу удается, ему под силу удовлетворить духовные потребности, как взрослых зрителей, так и молодых.
Дамир Мазитович Галимов, заслуженный работник культуры РБ и РФ, заслуженный деятель искусств РБ, Лауреат премии имени Р.Уметбаева, Почетный гражданин города Сибая, более трёх десятков лет руководил Сибайским театром. Его постановки получили высокую оценку общественных и театральных деятелей, входят в золотой фонд театра. Трагикомедии «Любишь - не любишь», «Эх, друг, Байтимир», комедии «Пирог», «Холостяки», драма «Отчего девчонки плачут» Ф.Булякова, трагедии «Ночь» Н.Гаитбаева, «Тамарис» Т.Ганиевой, драмы «Танкабика», «Не улетайте, журавли!» Т.Гариповой и многие другие получили высокую оценку со стороны театральных критиков и публики. Драматическая легенда З. Биишевой «Волшебный курай» была удостоена Гран-при на I Республиканском фестивале детских и юношеских спектаклей «Колонсак» среди профессиональных театров. Особую страницу занимает в жизни театра спектакль «Кодаса» по произведению З. Исмагилова и Б. Бикбая. Музыкальная комедия с большим успехом была показана в знаменитом театре им. Е. Вахтангова в рамках Дней Республики Башкортостан в Москве в 1997 году.
В мае 2000 года весь творческий состав впервые принял участие в Международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» со спектаклем «Тамарис», что явилось большой ответственностью и признанием творческого потенциала. По итогам фестиваля «Туганлык» создатели спектакля «Тамарис» были удостоены приза зрительских симпатий.
В творчестве каждого артиста талантливый режиссер оставляет неизгладимый след. Например, народная артистка РБ Рамиля Худайгулова за исполнение роли Хадии Давлетшиной в трагедии «Ночь» Н.Гаитбаева (режиссер Д.Галимов) в 1993 году была удостоена премии имени Бадар Юсуповой. Этой же премии удостоена и народная артистка Башкортостанан Рамиля Салимгареева за роль Шамсии в музыкальной комедии «Кодаса» в 1995 году. А молодой актер, заслуженный артист РБ Марс Итбаев, исполняющий роль Ильяса в данной комедии, завоевал на фестивале приз «Надежда».
В 2004 году Сибайский театр переехал в новое здание, построенное и оформленное в соответствии с современными технологиями и дизайном. На открытии принимал участие Президент Республики Башкортостан М.Г.Рахимов.
Одной из самых главных задач Сибайского театра со дня его основания является поиск и поддержка современной национальной драматургии. Здесь начинали свою творческую биографию пьесы Н.Гаитбая, Т.Гариповой, Г.Ахметкужиной, Т.Ганеевой, А.Яхиной, Г.Юнусовой, Б.Искужина. И сегодня в репертуаре театра большую часть занимают спектакли по произведениям башкирских современных авторов. На сцене Сибайского театра зажглось много звёзд театрального искусства. Среди них народный артист РБ, заслуженный артист РФ, лауреат государственной премии РБ им. С. Юлаева Загир Валитов, народные артисты РБ Ильдар Гумеров, Рамиля Салимгареева, Вакиля Калмантаева, заслуженные артисты РБ Рива и Марат Исхаковы, Алсу Бахтиева, Нагим Нургалин, Магафур Усманов, Фарваз Урманшин, Наркас Баязитова.
В 2007 году творческий состав пополнили выпускники Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина (г. Москва) — Г. Мурзагильдина, Р. Мифтахетдинов, Л. Рустанова. В 2008 году состоялось торжественное открытие мемориальной доски, посвящённой 100-летию со дня рождения народного артиста СССР, лауреата государственной премии им. С. Юлаева Арслана Котлоахметовича Мубарякова. Была осуществлена постановка по пьесе А. К. Мубарякова «Жёнушка».
В 2009 году коллектив театра принял участие в 2-х Республиканских фестивалях - «Театральная весна-2009» со спектаклем «Плачет ива за горой», а также в Театральном фестивале, посвященном 90-летию со дня рождения Мустая Карима, со спектаклем «В ночь лунного затмения».
21 октября 2010 года - участие на фестивале, посвященный 75-летию со дня рождения татарского драматурга Туфана Миннуллина в г.Казани со спектаклем «Любовница» Т.Миннуллина .
3 декабря 2010 года коллектив театра принял участие в Республиканском фестивале башкирской драматургии, посвященного Году Республики в г.Стерлитамак со спектаклем Т.Давлетбердиной «Пропажа».
Сибайский государственный башкирский театр драмы им. А. Мубарякова, созданный почти век тому назад, и сегодня верен своей первоначальной цели — нести людям духовную культуру, сохраняя обычаи, традиции, неповторимый колорит и мелодичность башкирского языка.
Репертуар театра очень богат. Каждый год он восполняется новыми театральными постановками. Творческий коллектив смело воплощает на своей сцене и национальные произведения и драматургию родственных народов, и шедевры зарубежной и русской классики.
В последние годы зрителей всех возрастов радуют спектакли «Не улетайте, журавли», «Танкабика», «Убежавшие в счастье» Т.Гариповой, «Пирог», «Эх, холостяки» «Сорок свечей надежд твоих”, «Старые женихи или сват Шомбай», «Ах, эта любовь» Ф.Булякова, «Боль моя сердечная» Г.Ахметкужиной, «Нет жизни без тебя», «Памятник» В.Жеребцова, «Белые ночи Акмуллы», «Краса села», «Сокровище» Н.Гаитбаева, «Женушка» А.Мубарякова, «Мелодия души» Амануллы, «Любовница» Т.Миннуллина, «Пропажа» Т.Давлетбердиной, «Мечтатель», «Муки судьбы» «Возвращение в молодость» С.Абузарова, «Давай поженимся», «Капкан» Э.Ягудина, “Ласточка” Б.Бикбая, “Окрыленные любовью” И.Юмагулова, «Озеро любви», “Если бы не конец света” М.Багаева, «Похищение бабушки» Р. Кинзябаева, «Счастье» Т. Кильмухаметова, “Порог” А.Дударева, «Аллюки» Р. Хамида, «Две судьбы» Д. Салихова, «Последняя попытка» М. Задорнова, “Горько” А. Гилязова, “Заятуляк и Русалка”, «Волшебные салазки Янсары» С. Суриной.
Особую страницу в истории Сибайского театра занимает спектакль по произведению Л.Якшибаевой о Мужавир-хэзрете «Провидец» («Аулия»). Режиссер-постановщик Д.Галимов сделал смелый и решительный шаг, создавая эту постановку о старце, который действительно жил, творил, исцелял, провидел. Сказание явилось важным и нужным для башкирского народа в целом. Об этом говорят полные аншлаги на спектаклях вот уже на протяжении 2 лет, как на сцене родного театра, так и на гастролях в городах и районах Зауралья, всей республики, соседних регионах.
Вот уже второй год Сибайский государственный башкирский театр драмы имени Арслана Мубарякова участвует в партийных проектах «Единой России» «Театры малых городов» и «Культура малой родины».
В 2017 году, в рамках проекта «Театры малых городов» театр получил серьезную финансовую поддержку на модернизацию оборудования, аппаратуры и закупку реквизитов и костюмов, осуществлена постановка спектакля «Похищение девушки» М.Карима накануне его 100-летия со дня рождения, режиссер-постановщик А.Зиганшин.
В 2018 году также в рамках проекта «Культура малой родины» партии «Единая Россия» на сцене театра поставлен спектакль «Живая земля», режиссер-постановщик А.Надыргулов. Благодаря этому проекту, который создан следить за сохранностью и жизнеспособностью муниципальных театров малых городов, на средства из федерального и республиканского бюджета также закуплено новое оборудование, все необходимые декорации и костюмы.
В 2019 году в рамках проекта «Культура малой родины» партии «Единая Россия» поставлено 2 спектакля – детская сказка “Падчерица” по пьесе А.Ахметова (режиссер-постановщик Д.Галимов) и музыкальная комедия “Башмачки” Т.Гиззата, Д.Файзи (режиссер-постановщик А.Надыргулов).
Сегодня творческий коллектив театра состоит из талантливых артистов, ведущих мастеров сцены - народные артисты РБ Р. Худайгулова, З. Баязитова, Р. Сайфуллин, Н. Абдрашитова; заслуженные артисты РБ: Ю. Гайнуллин, А. Галлямова, М. Итбай, В. Сунагатов, А. Хакимова, А. Юсупова, А. Салаватов, У. Зайнуллин, А. Шайхисламов; ветеран театра: М. Худайгулов; артисты — С.Абдрахимова, М. Амантаев, С. Валеев, Р. Гайнуллина, В.Гильманов, А.Зайнуллина, Л. Ишмухаметова, Р. Сафиуллина, З. Усманова, З. Хафизова, Э.Рахмангулова, Ю.Мансуров; молодые артисты Г.Максютова, Н.Мазитова, А.Гумеров, Ю. Мухамедьянова, Н.Саитов.
...В далекие тридцатые годы это был маленький передвижной театр, в составе которого было всего девять артистов. В таком составе он выбрал большую дорогу в искусство и до сих пор в пути. Теперь это большой, талантливый и удивительно дружный коллектив. Он горит яркой звездой среди других театров республики и несет свет, красоту и вечные ценности своему народу.