Бабочки летят – куда ветер несет. Но известно, что от взмаха крыльев одной прекрасной бабочки, может измениться мир.
И даже, говорят, история человечества...
Хисамова Танзиля Динисламовна, народная артистка РБ, окончила театральное отделение Уфимского училища искусств является актрисой Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури.
— Танзиля Динисламовна, вспоминая Ваш дипломный спектакль, заслуженный деятель искусств БАССР, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Академии искусств Касимова Фардуна Касимовна и сегодня с трепетом говорит: « Так, как играла Танзиля – у нас в стране не играл никто! Эта была вершина перевоплощения! Я, как преподаватель ГИТИСА, была приглашена в Уфимское училище в состав комитета по госэкзаменам. В столице пересмотрела многие спектакли, знала всех богемных актрис, но такую актрису как Танзиля не могли позволить себе многие театры – культура тела, внешность, голос и невообразимая сценическая органика, обаяние! Столько дано ей от Бога...! »
— Спасибо, Фардуне Касимовне за столь высокую оценку. В дипломном спектакле по рассказу Н.С. Лескова «Тупейный художник», режиссером которого был Ильшат Юмагулов, я играла роль талантливой крепостной актрисы Любови Онисимовны. Получилась двойная роль: актриса играет актрису... Драма о любви, о подневольных крепостных людях, судьба которых всецело зависит от их господ (произведение написано в самом начале 19 века). Мне тогда было 20 лет, и у меня, прямо перед дипломной работой, родился сын, очень красивый, с огромными голубыми глазами, как ангелочек. Я на сцене играю роль, а за кулисами ждут однокурсницы с моим ребенком на руках, чтобы во время пауз и в антракте покормить ребенка (смеется ТД), но на сцене – только образ, я не чувствовала ног под собой... я была где-то между небом и землей, потолком и полом... Это была первая роль в моей жизни. Школа, которую я получила в училище, во мне как закодированная программа – навечно. Я благодарна своим педагогам – Ильшату Юмагулову, Зайтуне Бикбулатовой, Тамаре Худайбердиной и Шауре Муртазиной, которая преподавала курсом ниже, в русской группе. Шаура Мусовна первая в Советском Союзе взялась за постановку пьесы Вольтера «Магомет» и параллельно готовила со мной роль Пальмиры и Нины по пьесе А. Чехова «Чайка». Но, к сожалению, планы Шауры Мусовны дать эти роли мне не состоялись, возникли неожиданные препятствия. Когда-то Арслан Котлыахметович Мубаряков мне сказал: «...у тебя есть все и это все от Бога, но, когда целая плеяда ярчайших актрис приходит на сцену в один исторический срез … тебе будет непросто...»
— Как Вы стали артисткой, Танзиля Динисламовна?
— Я, вообще-то, мечтала стать врачом. Когда я училась в 10 классе в Ишимбае, нас с классом повели на спектакль «Черные цветы» с участием Ишмуллы Дильмухаметова, Розы Каримовой, Дариги Файзуллиной, Хамита Яруллина, Аклимы Садыковой. На меня огромное впечатление произвела игра актеров. Удивительный звук афганском курая Най, на котором играл Ишмулла Дильмухаметов, до сих пор звучит в ушах... мне , кажется, я тогда и уехала душой с ними, навсегда. После спектакля я сама не заметила как прошла в закулисье, артисты с такой любовью и восторгом отнеслись ко мне и хором заговорили о том, что скоро набирает курс Ильшат Юмагулов, оставили адрес, объяснили какие документы привезти. Когда я стала уже артисткой и приехала в отпуск, старушка Кинйябика, которая жила в нашей деревне, рассказала мне, что видела, как на реке мы девчонки полоскали белье, и как на берегу я танцевала белого лебедя, вместе крыльев у меня были кружевные накидки для подушек, и, сказала, что она тогда уже знала, что я буду артисткой.
— Вы в Башдрам пришли в 66-ом году. Художественный уровень академической сцены тогда определялся постановками Гали Галимова, Шауры Муртазиной, Лека Валеева...
— Тогда в академический из уфимского училища искусств взяли меня и Фидана Гафарова. Из старшего поколения, дав наказ, можно сказать, уступили нам свои места Тансулу Рашитова и Хажи Бухарский. Режиссер Лек Валеев, который только пришел в театр, экстренно ввел меня на роль Сагадат в спектакле «Сын солдата». До премьеры почти не оставалось времени , все пришлось делать на ходу и сразу гастроли по республике. Народ воспринял нас восторженно. В то время мы квартировались по частным домам, люди могли запросто подойти и высказать свое мнение о спектакле, об игре. После, уже по приказу, я получила роль Салимы в спектакле «Шонкар» Э.Антабаева, режиссером был Вали Галимов. Я считаю это своей первой профессиональной ролью. Вали Галимов, сам будучи великолепным актером, как режиссер был очень требовательным, интеллигентным, и в то же время веселым и простым.
В 1971 году Шаура Муртазина поставила спектакль «Трибунал» белорусского драматурга Андрея Макаёнока. В то время, это была первая героическая трагикомедия, посвящённая Великой Отечественной войне, которая показывали не красоту и стойкость личности, а "маленького человека", песчинку мироздания, попытки которого противостоять ужасающей реальности окажется трагически бессмысленной. В то время этим спектаклем увлеклись почти все театры Советского Союза, и тогда образовалась группа Макаеведов, которые задались целью определить «лидирующую Надю (Надейку)». И комиссией Макаеведов первенство – «самая лучшая Надя по Советскому Союзу» – было отдано мне, артистке из города Уфы.
В том же году Шаура Мусовна поставила со мной в главной роли пьесу Кадира Даяна «Тансулпан». В Советское время работала государственная комиссия по приему спектаклей, и вот один видный чиновник поставил в упрек, что моя внешность не отвечает башкирской внешности, и, я играю не скромную башкирку , а темпераментную испанку вроде Лауренции, на что Шаура Мусовна категорично заявила, что если есть претензии к спектаклю, то это касается только ее – режиссера, а актриса Хисамова та глина, из которой что слепишь, то и получишь... Шаура Мусовна была не только талантливым человеком, она была сильной личностью, справедливым, прямолинейным человеком, настоящим воином, генералом тогдашнего Театрального искусства республики.
— Из Ваших ролей, которые возникли в эру режиссера Исрафилова Рифката Вакиловича, я бы остановилась на спектакле Н. Асанбаева «Райса + Файзи». После успешных гастролей в Казани, «Татарские ведомости» писали: «...В произведении есть образ, который удивительным образом обогащает спектакль – Гульниса, мать молодой жены Файзи в исполнении Танзили Хисамовой. Артистка своей игрой и обаянием образ хитрой, подлой женщины доводит до апогея и вызывает огромную симпатию зрителей. Молниеносные переходы от слез к смеху, от злобы к хитрости, от хладнокровия к нежности доводят зрителя до полного восторга...»
— Казанский зритель чувствителен и благодарен, он очень серьезно относится к искусству театра, с великим уважением, трепетом и любовью принимает наши спектакли и искренне восторгается башкирскими артистами.
— Танзиля Динисламовна, потом была роль Зумрат. Журнал «Агидель» тогда писал: «...Из глубин сцены возникает горбунья Зумрат – образ красавиц, похищенных в наложницы, но не сломленных, поющих родные напевы и мечтающих вернутся на Родину, к любимым. Голос Зумрат созвучен ветрам, плачу ребенка, волчьему вою, пропитан такой тоской и печалью, что выворачивают душу наизнанку...»
— Премьера драматической легенды Ильшата Юмагулова «Нэркэс», режиссера Ильдара Гилязева состоялась в 2004 году. Спектакль вошел в репертуар московских гастролей, которые были посвящены к 85-летию Башкирского театра. В Москве, после завершения гастролей, прошло обсуждение Коллегией театральных критиков, к сожалению, я уже уехала и не попала на это обсуждение. После, мои коллеги рассказали, что московские критики просили показать Зумрат.
— Танзиля Динисламовна, вот выдержки из протокола обсуждения: «... актриса мирового масштаба …. европейского класса... актриса Брехта... Шекспира... с удивительным национальным колоритом....»
— Помню, Ильдар Гилязев после гастролей подошел ко мне, и сказал: «... ты знаешь, московские критики не знали с какой мировой величиной тебя сравнить...»
— Вы пришли в театр раскрытой актрисой – «готовым материалом». Назовите режиссера, который полностью сумел использовать Ваш потенциал.
— На первом месте – мой педагог Ильшат Юмагулов. В начале творчества – Шаура Муртазина, в список ею поставленных спектаклей, где мне суждено было сыграть еще одну яркую роль – спектакль «Не забывай меня, солнце!» А.Х. Абдуллина. Ее командная фраза: «ну, Танзиля, выдавай! Вперед!» – до сих пор звучит во мне. Если говорить о настоящем времени, то со мной активно работает наш молодой, талантливый, уже признанный режиссер – Айрат Абушахманов. Я играла и в первых его постановках: «Красная звезда» М. Гафури, «Затмение» М.Карима, «Моя семья» Т. Давлетбердиной, «Цена счастья» Х. Мударисовой, а также я задействована в премьере текущего сезона, нашумевшем режиссерским новаторством спектакле Мажита Гафури «Черноликие». Айрат Абушахманов – высококвалифицированный профессионал, за что бы он не взялся, какой бы материл не оказался перед ним, он умеет своеобразно подать идею, трактует материал с позиции прошлого, будущего и творит настоящее – это почерк гениального творца, не побоюсь этого слова, он режиссер – философ, в этом его оригинальность и сила.
— Наверное, у каждой артистки есть роль, которая так и осталась в мечтах...
— По молодости очень мечтала сыграть Медею, Танкабику. Но, сейчас, оглядываясь назад, я поняла, что моя жажда утолена полностью, потому что, все эти образы мне удалось воплотить в Любе («Тупейный художник»), В Наде («Трибунал»), в Зумрат («Нэркэс»), Таганай («Сэсэны»), Старейшине («Затмение»), в образе Матери («Недоразумение» Альбер Камю, режиссер И.Исламгулов) и во многих других.
— Народ любит Вас как замечательную актрису, таланту которой подвластны самые разноплановые роли – лирические и драматические, острохарактерные и комедийные. Несколько слов о бенефисном спектакле...
— Я вдруг открыла для себя, что в начале творческого пути в дипломном спектакле я играла артистку, и в 70 лет снова артистка играет артистку (смеется ТД). Спектакль «Однажды в санатории» мы много раз вывозили на гастроли в периферию, и местная администрация всегда подчеркивала высокое воспитательное значение этого спектакля. И я, с огромным желанием, сыграю эту роль еще раз на нашей сцене, в свой бенефис.
— Яркая индивидуальность и преданность своему призванию позволяют Вам и сегодня оставаться востребованной в профессии, радовать зрителей новыми интересными работами...
— Для меня счастье — выходить на сцену. Быть востребованным на сцене — это великое чудо в моем возрасте, — поведала Танзиля Динисламовна. — Мне повезло, слава Богу! У меня в театре семь спектаклей и все по моему возрасту. Поэтому я встречаю свой день рождения с удовольствием. Я убеждена, что подводить итоги рано даже в 70 лет, — улыбается юбилярша.
Перейти к фотогалерее
Интервью подготовила Гульбану Магадеева