Сразу после премьеры спектакля «Нэркэс» И. Юмагулова, редакция портала побеседовала с исполнителем главной роли – Тимерхана, Артуром Кабировым.
Артур, спасибо большое, что в такие насыщенные на события дни, согласились на интервью. Мало того, премьера «Нэркэс», ведь мы еще ожидаем сольный концерт, который состоится 28 февраля.
Расскажите, как вы пришли в профессию? Не каждый решится посвятить всю жизнь театру.
Когда я был маленький, я всегда выступал: пел, танцевал, играл на кубызе и курае. Потом, когда переехал в Уфу учиться в гимназию, в десятом классе мы ставили спектакль о жизни Рами Гарипова, и именно тогда я впервые сыграл настоящую роль. Выходит, я еще тогда пришёл к актёрству через образ Рами Гарипова, он открыл мне дорогу к актёрству, и до сих пор ведёт меня. Так я попал в актёрскую среду, а потом уже услышал, что ведётся набор в училище Щепкина, и решил попробовать. Сразу поступил, и даже не стал искать другие ВУЗы. А если честно, то до этого я думал поступать куда-нибудь в техническую сферу, связанную с математикой или информатикой.
То есть, такие абсолютно разные предпочтения были тогда?
Да, так и есть, я, когда учился в гимназии, у меня с историей были трудности, а с математикой – никаких. И тут я попал в театральный ВУЗ, где очень много истории – театра, зарубежного и российского, всеобщая история, и т.д. Но ничего, потом привык (смеется).
Так я уехал на учёбу в Москву. Отец даже как-то спросил, мол, «а может, не поедешь?». Они и в Уфу то не хотели меня отпускать, когда я после 8 класса приехал в гимназию им. Р. Гарипова. Но ничего, как-то уговорил их оба раза.
10 лет выпуску Щепкинцев башдрамы. Тяжело ли было адаптироваться в башкирском театре после обучения в столице? Было ли желание остаться в Москве?
Желания остаться не было, всегда хотел вернуться. Скучал по родным, друзьям. Плюс пригласили в главный театр, а если бы я остался в Москве, может я бы потерялся, кто знает. Там же много актёров, таких как я.
После Москвы в башдраме нас очень хорошо встретили, сразу загрузили работой. С труппой мы сработались без особых проблем. Трудности-то есть всегда, но если работать, то все решаемо. Вот с созданием роли, например, всегда есть трудности. Не получается у меня роль с первого раза, ни разу еще такого не было. Приходится искать, пробовать, а роль тебя мучает, не слезает с тебя. Но зато в конце, когда уже роль получается, она становится очень дорогой. И я думаю, что если бы роль получалась сразу, то и забывалась бы быстро, не любил бы, не ценил её.
Кстати, как идёт подготовка к роли, и как быстро вы выходите из образа?
Процесс введения в роль зависит и от самой роли, от режиссёра, от твоей подготовленности к ней, от твоего к ней отношения. Если искать каждый день, думать о ней, то роль приходит быстрее. Сначала застольный период – разбираешь с режиссёром – какая стоит задача, характер. А затем уже на сцене, через этюды пробуешь. Режиссёр подсказывает или предлагает, сам предлагаешь – так и получается что-то общее.
Из роли выходить нелегко – сразу не отойти, и не забывается она тут же. Иногда ходишь после спектакля, думаешь, о том, что где-то что-то можно было иначе сделать, например. Идёт оценочный процесс. Еще ведь это зависит от роли – Рами Гарипов, например поэт, более-менее понятный, а бывают психологически сложные роли, например как в спектакле «Навстречу мечте», он сам по себе тяжелый. И вроде как ты выходишь на поклон, зрители хлопают, ты должен улыбаться, но этого не происходит, ты сам еще в спектакле.
Этапная, важная, возможно любимая роль в вашей карьере?
Все роли любимые, но сегодня это – Рами Гарипов из спектакля «Февраль, буран». Он сейчас редко ставится, раз в год играем, и я по нему скучаю. Очень люблю роль в спектакле «Навстречу мечте», и люблю роль Закира в «Черноликих», она мне очень дорога. Не сказать, что роль Закира главная, выходов во время спектакля немного, около 4-5, в основном главная героиня на сцене. Но каждый выход очень насыщенный, и чтобы выйти в качественном образе, надо за сценой сидеть, и доводить себя до роли, так что я и за кулисами играю Закира.
Сейчас у меня, конечно, всё внимание уходит на роль Тимерхана в спектакле «Нэркэс». Роль очень нравится, и таких ролей у меня еще не было. Спектакль очень романтичный, музыкальный, но в то же время трагический.
«Нэркэс» премьерный спектакль, есть волнение?
Волнение конечно бывает, и на премьере есть, но это ведь плюс. Это можно перенести в роль, и эмоции ведь настоящие, что к лучшему.
В вашем арсенале в основном герои, либо положительные образы, а в «Мулле», например, вы играете злого персонажа…что ближе?
Отрицательные нравятся персонажи. Они коварные (смеётся). Отрицательные герои, конечно, интереснее, глубже, но зрители их не любят. Вот в «Мулле» Эльбрус более простой, забияка-парень, а в «Кахым-Туря» мой герой – хитрый и коварный, что-то вечно придумывает. Таких интересно играть и копаться в них.
Знаю, что в апреле вас ожидают большие гастроли по республике, также знаю, что вам предстоит сыграть Ильяса в «Навстречу мечте» около 20 раз подряд. Готовы к такому испытанию?
Сначала мы едем в Казань, там два раза играем спектакль «Навстречу мечте», потом гастролируем по республике с этим же спектаклем, показываем его в Уфе на «Театральной весне», и снова едем на гастроли по республике. Любить то этот спектакль я буду, но трудно играть в день по два раза один и тот же спектакль. Такого еще не было у меня, посмотрим, как справлюсь.
Недавно ездили в Москву играть в спектакле «Утерянное завещание» с Маратом Башаровым. Он тоже Щепкинец, нормальный такой, удачи нам пожелал. Нам присылали сценарий, Ильсур Казакбаев сделал отрывок, и нас пригласили. Там были ребята из Ингушетии, Дагестана, из Татарии. Сборный такой получился спектакль.
Помимо театра вы увлекаетесь музыкой, 28 февраля у вас сольный концерт. Расскажите, как музыка стала больше, чем хобби?
Играть на гитаре я начал учиться в 7 классе, братья уже играли, и я за ними стал подтягиваться. Мне купили гитару, вроде как привезли из Челябинска за 400 рублей, или за 700, не помню. А песни писать начал в Москве. Видимо скучал по родине, хотелось воспеть родные края. Вот и делаем концерты, пишем музыку. Первый концерт состоялся в ноябре 2016-го. Вот и в предстоящем концерте ожидается живое исполнение, инструменты – скрипка, флейта, виолончель. Музыкантов собрать было несложно, они живут музыкой. Экспериментируем – писали саундтрек к фильму «Дикарь», и решили включить в нее кыл-кубыз, например.
Кстати, о кинокартине «Дикарь» Ф. Утарбаевой, как вам новый киноопыт?
Первый фильм, это были сьемки у Аскарова Айнура, новогодний мюзикл для ТВ. В фильме «Дикарь», конечно, более серьезная роль. С Фарзаной работалось легко, интересно.
В чём отличие театра от кино?
В театре что-то сделаешь один раз так, а в следующий раз можно переделать иначе, дотянуть. А в кино ведь нет, ты снялся раз – и все так и осталось на плёнке. Это немного коробит, конечно. Думаешь сейчас – вот там можно было по-другому сыграть, а картина то уже на экранах (смеется).
Как проводите свободное время?
Выходной у актёров – понедельник, и я стараюсь отключаться от работы полностью. Обычно беру дочь, и мы идём кататься на коньках, сын на учебе, жена на работе. Катаемся, покушаем что-нибудь вредное, собираем семью по городу, и едем домой. Живем за городом, здорово, конечно, но сейчас ужасные пробки. Подъем в 6 утра, отбой в 11 вечера, этого мне вполне для сна хватает.
Что Вас вдохновляет?
Иногда я настраиваюсь на работу, слушая рок-музыку. В основном зарубежную – 30 seconds to Mars, Nirvana, Guns n’roses, Scorpions. В основном слушаю песни Джареда Лето, он ведь еще и актёр хороший. У него очень много элементов, мелизмов, он применяет много интересностей как вокалист. Музыка определенно вдохновляет. Еще я читаю, стараюсь хотя бы минут 15 в день почитать. Сейчас читаю Брайана Трейси «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь». Со многим, конечно, в этой книге согласен. Человек не должен твердеть, оставаясь на месте, и должен всегда побеждать лень, быть в движении.
Есть у Вас роль мечты?
В Москве ходил в Театр Наций, на Гамлета в исполнении Евгения Миронова. Один играет весь спектакль, внутри куба с проекциями. Вот это мне очень понравилось, эти спецэффекты в кубе. Но о том чтобы сыграть Гамлета я не думал (смеется). На самом деле нет роли, о которой бы мечтал, не знаю такой. Нравится то, что дают играть сейчас. В ближайшем будущем думаю о музыке, и о том, какие роли я играю сегодня.
Беседовала Лия Гибадуллина.