На нашем портале публикуется интервью с руководителем Молодёжного центра Союза кинематографистов республики, директором киношколы "Midpoint" - Гульфией Шариповой. Об этом образовательном проекте, а также о состоянии киноиндустрии в республике и в России с героиней беседовала наш внештатный корреспондент Алина Валитова.
Про “MIDPOINT”:
- Вы являетесь основателем одной из самых крупных киношкол Башкортостана. Как пришла идея создать киношколу “Midpoint” в Уфе?
В 2014 году я поняла, что вокруг меня много людей, которые тоже хотят изучать кино и развиваться в этом направлении. Для наших целей понадобились знания специалистов из Москвы. Я стала посредником между ребятами из Башкортостана и профессионалами, которые могли поделиться своим опытом. Мы договорились о выстраивании работы в онлайн-формате, вместе проработали программы по базовым знаниям и запустили курсы.
- Как вы сегодня проходит обучение в киношколе? Что в ней есть и чего не хватает?
Сейчас мы перешли в формат кинолаборатории в рамках недельного интенсива. Я считаю, это самый лучший способ, чтобы ребята могли почувствовать кино и понять, как оно создаётся. Там можно получить базовые знания, заложить основы по всем направлениям кинопроизводства.
Важно то, что после получения этих знаний, ребятам не нужно ждать ресурсов для съёмок фильма. Они сразу генерируют энергию, собирают команду и за 2-3 суток снимают своё собственное кино. А в конце всей программы - презентуют фильм.
Эти учебные фильмы позволяют, во-первых, попробовать себя в разных направлениях, начиная от операторства и монтажа, заканчивая актёрской работой, продюсированием или созданием грима. А во-вторых, это помогает создать молодое киносообщество. Очень многие ребята, которые участвовали в кинолаборатории в последние три года, развиваются самостоятельно. Я лишь стала для них генератором, дала им своеобразную "стартовую площадку".
Киноиндустрия:
- Расскажите подробнее об участиях в кинофестивалях.
Ты подаёшь заявку и проходишь экспертный отбор. Вся информация о фестивалях открыта, самая доступная из них находится на сайте Festagent. Есть и англоязычная площадка Filmfreeway, где ты единожды создаешь презентационный пакет своего фильма, включающий и биографию автора, трейлер, ссылку на фильм и фото. После посылаешь его на российские и международные кинофестивали. Сегодня очень много шансов получить финансирование, участвовать в фестивалях и питчингах, там же найти партнёров. И ими нужно пользоваться, не упускать.
По статистике из ста человек, которые приходят обучаться в кино, порядка десяти процентов там остаются. Сейчас ведь нет никаких технических ограничений, ты можешь скачать на телефон монтажную программу и уже начать что-то делать. Не хватает только педагогов, которые могли бы направлять.
Нужно понимать, что короткие метры авторы могут снять на свои ресурсы, выиграть финансирование на питчингах, но если выходить на полный метр, то тут необходима, по моему мнению, открытая площадка... Некий конкурс для дебютантов в полнометражном кино. Я думаю, что башкирский кинематограф вскоре займёт серьёзные позиции в федеральном прокате, сможет и далее достойно представлять фильмы на национальном языке на международных площадках, и даже побеждать на крупных внутрироссийских фестивалях, таких как Кинотавр или Московский фестиваль.
-Как вы оцениваете уровень киноиндустрии в республике?
Кинематограф в Башкортостане стал активно развиваться за последние пять-семь лет. Начиная с того, что наши фильмы стали выходить в прокат и заканчивая тем, что к нам приезжают московские продакшны.
- А что скажете о российском кинематографе в целом?
Сейчас всё меняется. В целом 2020-й был переломным годом, ведь большинство зрителей ушло в онлайн-кинотеатры. Российские кинотеатры находятся в “грустном” положении, выживают как могут. К сожалению, 2021 год, с точки зрения кинотеатрального проката тоже ничего не несёт. Сейчас, с одной стороны, многие фильмы не выводят в прокат, понимая, что соберут не очень много денег. А с другой стороны, есть те, кто рискует, например такие большие фильмы, как “Серебряные коньки”, “Последний богатырь: Корень зла”, и они собирают достаточно хорошие деньги и поддерживают кинотеатральный прокат.
Кстати, хотела порекомендовать одну картину. Недавно я посмотрела работу “На острие” продюсера Елены Гликман: потрясающий актёрский состав! И очень жаль, что подобные фильмы остаются незамеченными только потому, что люди отвыкли ходить в кинотеатры.
Я радуюсь тому, на какой технический уровень выходит наша страна, и не только по части массового кино, но и авторского тоже. Я не разделяю некоторого пессимизма по поводу российского кинематографа. Посмотрите, какое количество достойных российских фильмов появилось за последние несколько лет.
-Как сегодня проходит работа в молодёжном центре союза кинематографистов?
Мы тесно работаем с нашим главным офисом в Москве, которым руководит Дмитрий Якунин, общаемся с другими регионами. Башкортостан принял участие в панельной дискуссии в рамках Московского кинофестиваля в конце апреля, где порядка 40 регионов представили свои презентации. Туда были приглашены руководитель киностудии “Башкортостан” Юнир Аминев, сценарист Лилия Янтилина и известный кинорежиссёр Айнур Аскаров.
Как руководитель регионального молодёжного центра могу сказать, что Башкортостан уверенно входит в десятку самых активных кинорегионов РФ. У нас достаточно хорошо развивается кинематограф, как я уже говорила выше, у нас есть производственная и образовательная базы, есть прокат в кинотеатрах, в том числе и национального кино. Молодёжный центр союза кинематографистов существует уже порядка 8 лет, они первыми стали объединять молодые регионы в таком масштабе. Благодаря ему молодёжное и региональное кино очень сильно развилось за эти годы. Это колоссальная работа и труд!
- Назовите свой лучший кинопроект. Чем он вам запомнился?
Если это фильмы, то с точки зрения продвижения - “Адаптерс” реж. Оксана Максимчук, “Бабочка” реж. Елена Жилинская.
Но мои самые дорогие и ценные работы — это все режиссёрские работы, которые были сняты студентами киношколы “MIDPOINT”. Это их путь, опыт. Они выходят из зоны комфорта и пытаются что-то сделать. Ими я очень горжусь.
Что будет дальше?
- Над какими проектами работаете сейчас? Какие творческие планы на ближайшее время?
Сейчас я иду к продюсированию своих собственных больших проектов. Мы находимся на этапе креативного продюсирования. Совместно с кинокомпанией Skyfilm мы подготовили фильм “Танцор года”. На мой взгляд, этот проект претендует на то, чтобы стать одним из самых успешных фильмов в ограниченном прокате за “пандемийный” год. Параллельно я занимаюсь производством фильма “Золушка. История по-новому”. Готовятся полнометражные проекты для европейских питчингов.
Планов, действительно, много. Всех желающих окунуться в волшебный мир кино - приглашаю присоединиться к нам!
- Спасибо большое за такую увлекательную беседу!
Корреспондент - Алина Валитова.
Редактор - Диана Байтурина.