Интервью с прославленной оперной певицей Айгуль Ахметшиной

                                                    Айгуль Ахметшина: «Искусство изменит этот мир!» 

WMqeEMmA

 

В свои неполные 24 года она выступает на лучших оперных сценах мира. И республика  гордится ею – Айгуль Ахметшина, наша очередная звёздочка, прославившая  Башкортостан наряду с братьями Абдразаковыми, Владимиром Спиваковым,  Рудольфом Нуреевым.

Айгуль стала победительницей на конкурсах «New Opera World» и «Belvedere-2017»,  который часто называют «международной биржей талантов». Она первой из певцов  сумела попасть на молодёжную программу Королевского театра «Ковент-Гарден» в  двадцатилетнем возрасте – до неё принимали певцов строго от двадцати пяти лет.

Но, в сущности, что мы знаем об Айгуль и формуле успеха, сыгравшей ключевую роль в её жизни? Как складывается её творческий путь сегодня? Об этом и многом другом –
в эксклюзивном интервью для интернет-портала «Культурный мир Башкортостана».

 

Здравствуй, Айгуль! Для начала, поясни, пожалуйста, закончилась ли твоя  стажировка по молодёжной программе в Ковент-Гарден?

Здравствуй! Да, она завершилась прошлым летом. Эти два года в одном из самых  лучших театров мира пролетели незаметно, и, в то же время, столько всего изменилось! Могу сказать, что программа помогла заявить о себе. Для меня открылись двери многих  театров во всём мире. Но Королевский театр стал мне родным домом, здесь у меня  своя творческая семья.
Мы все очень поддерживаем друг друга, и я всегда жду своего  возвращения в Ковент-Гарден.

Назови самое главное, что дала тебе эта программа.

Прежде всего, я поверила в себя. Многому научилась, получила возможность работать с профессионалами своего дела. Изменились мои взгляды на мир. Я поняла, что всё это неслучайно. Есть талант, которым нужно делиться с миром.

По окончании стажировки, осенью, ты принимала участие в оперном фестивале Wexford в постановке «Дон Кихота». Расскажи, пожалуйста, поподробнее об этом проекте.

Большинство проектов меняют тебя, оставляя свой отпечаток в сердце. Эта постановка стала для меня такой. Я работала в потрясающей дружной команде, в которой каждый участник «горел» этим спектаклем, пытался внести что-то своё. Особая заслуга принадлежит нашему режиссёру Радула Гайтану и дирижёру Тимоти Майерсу.

Это был своего рода вызов, челлендж, ведь требовалось не только быть отличной вокалисткой. Я танцевала фламенко, в это же время пела, страдала, веселилась, флиртовала, любила – получила всю палитру эмоций! Всё это приносило огромное удовольствие, не говоря уже о великолепной музыке, декорации, костюмах. Мы ждали спектакль с огромным предвкушением. Если бы можно было сейчас повторить этот опыт, я бы моментально согласилась, не раздумывая.

Это была партия Дульсинеи. Так сколько образов уже накопилось в твоём «артистическом багаже»?

На данный момент тринадцать ролей. Это весьма неплохо для трёхлетней карьеры.

Z4RGwHXg

 Впечатляет. Ты участвовала в открытии  сезона в итальянском оперном театре  «Сан-Карло» в образе Ольги из оперы  «Евгений Онегин». Есть ли  принципиальное отличие в работе
с  русским материалом?

Русская музыка – одна из самых сложных для исполнения. Неважно, для иностранца, или для русскоговорящего. До её мудрости нужно дорасти, знать богатую русскую культуру и историю. Зарубежные артисты безумно любят  русскую музыку, но не все решаются её исполнять. Завышенные требования к качеству исполнения уже заложены в самой мелодии. Ты должен чувствовать этот маленький отрезок времени – романса, арии, или всей оперы. Для этого необходимо познакомиться с российской культурой, через искусство, традиции или путешествия по нашим многонациональным республикам. Ведь соседство многих народов привносит в общую российскую культуру новые краски.

После двух лет стажировки, когда
я не исполняла русскую музыку,
я дебютировала в Италии в образе Полины. К тому моменту я полностью перешла на французский и итальянский репертуар.

И у меня возникла проблема. Надо было заново привыкать к той же позиционности и особенностям речи. Это было технически тяжело! Ведь в каждом слове заложена «загадочная русская душа», тайну которой нужно приоткрыть. Мы, исполнители из России, хотим исполнять нашу музыку максимально профессионально, показать все её возможности. А я настоящая перфекционистка!

Есть ли у тебя роль мечты?

Да, есть несколько партий, о которых я мечтаю. В первую очередь, это Далила из оперы «Самсон и Далила». Спектакль в Метрополитен-Опера с Ольгой Бородиной и Пласидо Доминго произвёл на меня огромное впечатление, я влюбилась в образ Далилы. Мне кажется, что энергетически эта роль очень мне подходит – страстная, сильная, женственная... Мне очень интересно сыграть все эти краски.

Она страстная как твоя Кармен?

О, я спела несколько партий Кармен, и каждая из них не похожа на другую. Дебютировала сначала в сокращённой версии оперы для четырёх персонажей в свой первый год в Лондоне. Потом была экспериментальная постановка Барри Коски в Ковент-Гардене. Затем – в Уфе. Кто такая Кармен? Мы может спрашивать и так и не найти ответа.

В первой, очень современной постановке, Кармен предстала а-ля Эми Уайнхауз. Она сама убила себя в этой версии оперы, потому что поняла, что не сможет иначе избавиться от одержимости Дона Хозе. У Коски это постановка-провокация, вызов зрителю. В оперном мире Кармен считается «попсовой» оперой. А здесь Кармен сидит в костюме тореадора на лестнице, идёт увертюра, звучит диалог её со зрителем. «Вы пришли посмотреть на меня и увидеть ту историю, которую знаете. Но я покажу лишь то, что хочу». Этот спектакль вообще не про отношения. Он про артиста, который бросает вызов зрителю и говорит – «Это мой спектакль». А в финале она задаёт публике вопрос «Убил он меня или нет»? Это опера-загадка.

4eXnZ2b5

В Уфе была классическая постановка. Там была совершенно другая Кармен, способная  любить, жертвенная. Гадание на картах открыло, что кто-то из возлюбленных должен  умереть. Она так любила Дона Хозе, что отдала свою жизнь ради него. А каким было  счастьем работать с Ильгамом Валеевым! Когда я училась в колледже, я и предполагать  не могла, что когда-то мы споём вместе. Он потрясающий поддерживающий партнёр.
Я действительно его любила в этом спектакле!

Какая из этих Кармен тебе ближе?

Не могу сказать, они все мне дороги. Когда артист работает над определённой ролью, это  всегда интимный процесс, она остаётся в твоей душе, в каждую вкладываешь душу.

А образ Кармен можно по-разному интерпретировать. Я не фанат очень современных  постановок, когда режиссёры сообщают постановке свою, дополнительную философию.  Да, можно перенести время, сделать костюмы другие, но только не менять суть. А вот
с Кармен я это допускаю, здесь есть, над чем поиграть.

Но уже в январе ты дебютировала в образе Розины из «Севильского  цирюльника» - как тебе далась работа над комичным образом?

Никогда не думала, что я способна быть комичной актрисой! Это было потрясающее. Уже  создалось некоторое клише, что я артистка рокового образа, «плохая девочка». А тут –  лёгкая, своенравная Розина. Эта постановка напоминает короткометражные чёрно-белые  фильмы на самой заре кинематографа. Я пересмотрела огромное количество фильмов  Чаплина, перенимала его утрированную мимику, язык тела, интонации… Это было так  интересно!

В подобных комичных спектаклях важно соблюдать нюансы… секундой раньше или позже – можно упустить шутку. Нужно досконально соблюдать каждый миллиметр жеста. Спектакль был в нетрадиционной форме, очень подвижный, живой. У нас была выстроена декорация в виде огромного дома. В каждом окне во время оперы что-то происходило: невозможно было заскучать. Я знаю, что некоторые зрители приходили на спектакль по нескольку раз, чтобы не упустить ни одной детали. Надеюсь, вскоре смогу поделиться видео с этого спектакля в Интернете.

BRsReGJw

А если посмотреть на сцену с другой стороны: сама ты какой зритель?   
Что любишь?

Однажды при подготовке «Дон Кихота» в Ирландии я попала на репетиции оркестра. Обычно в это время вокалисты заняты постановкой сцен, идёт актёрская работа. Поэтому упускается возможность услышать оркестровку без певцов, почувствовать то, что написал композитор. И когда я услышала музыку без вокалистов, то прониклась
до мурашек! Дело в том, что у нас не всегда есть эта возможность, прикоснуться к идее композитора, услышать каждый инструмент, каждую деталь без пения. Когда мы поём, мы отвлекаемся от этого.

Но, честно говоря, оперу слушаю я редко. Не могу расслабиться. Анализирую как педагог, переживаю за певца. Поэтому предпочитаю балет. Мне нравится язык тела,
у танцоров можно многому научиться. Они жестами объясняют чувства. Потом
я использую это в своей работе, что-то добавляю, потому что все мы, певцы, немного «деревянные» на сцене.

В работе любого большого артиста не обойтись без своего менеджера
и ассистента. Расскажи, пожалуйста, о них.

Мне так повезло со своим окружением. Моего агента зовут Марчен Копик. Это настоящий друг, я со всей уверенностью могу на него положиться. Сравнивая с другими коллегами, наблюдая их отношения с агентами – могу сказать, что у нас не просто бизнес, а ещё дружба и полное доверие. Если есть недопонимание, то о каком удовольствия для себя и зрителей может быть речь? Он обо мне заботится, следит, чтобы было достаточно выходных, а вот я ненавижу свободное время, люблю работать. И в любом случае, когда мы оба высказываемся по каждому проекту, решение он всегда оставляет за мной.

Марчен меня заметил, ещё когда мне было шестнадцать. Вёл меня «со стороны».
Во многом, это его заслуга, что я оказалась в Лондоне. Он поверил в меня, несмотря на мой юный возраст.

Также у меня есть ассистент Камелия Мановская. Двадцать четыре часа в сутки она дистанционно решает мои проблемы с документами.
В то же время, я могу ей просто так позвонить и посоветоваться, например, насчёт платья, да и элементарно поболтать.

Все мы стали небольшой, но крепкой семьёй, знаем, понимаем и поддерживаем друг друга во всём. Я счастлива, что они у меня есть. Меня окружают потрясающие люди.

А расскажи, каков он, этот бизнес и мир высокой оперы?

Здесь есть конкуренция, но её меньше, чем в России. Есть понимание, что на каждого певца в мире найдётся свой театр, ведь их очень много, больших и маленьких. Не так важно, где ты поёшь – важно, насколько качественно. И для чего. Чтобы стать известным и заработать много денег? Или чтобы своим искусством менять мир к лучшему? Есть разные дороги. Мир искусства он красив, но, в то же время, это тяжелый труд.

А какой путь выбрала ты?

В театрах работают люди из разных стран, у нас разные языки, традиции, мы выглядим по-разному. Благодаря тому, что мы разные, появляется колорит, красочность. Искренне верю, что моя миссия – через искусство сближать людей и дарить миру любовь и энергию позитива.

Какие у тебя остались впечатления после концертов в Уфе? Как воспринимает наша публика высокое оперное искусство?

Каждый концерт в Уфе – большой стресс. Ведь на них пришли все те, кто знает тебя «с самого начала». Но я люблю возвращаться, петь на Родине. Наша публика… тут всё зависит от музыки и композитора. Какую-то определённую, популярную классику наш зритель принимает хорошо. Это Верди, Пуччини, Бизе. Чуть больше лиризма – Штраус, Вагнер – это ей пока сложно воспринимать. Но всё должно быть постепенно, чтобы не было страха перед классической музыкой. В то же время, моё личное мнение, что не все должны одинаково любить классическую музыку.

 JEglHlg

Какие планы на ближайшее полугодие?

Этот вирус всё изменил. В апреле у меня должно было быть два концерта. Один
в Нидерландах, я готовилась петь Дворжака, кантату «Стояла Мать скорбящая». Потом планировался сольный концерт в Испании с очень интересной программой, которую так ждала публика. А в мае – спектакль «Пассажирка» в Мадриде. Эта опера про Холокост произвела на меня огромное впечатление, даже когда говорю о ней, по телу мурашки. И также пара концертов, в т.ч. июньский с Анной Нетребко в Лондоне. «Пассажирка» и концерты пока не отменены, ждём, скрестив пальцы. Мы все в ожидании чуда.

Потом мне предстоит летняя 3-недельная стажировка в Италии в Академия Георга Шолти. Всем певцам нужно активно работать над своей техникой. В плотном графике приходится больше заучивать партии, а на это уже времени не остаётся. Планы на осень я смогу огласить, когда все театры анонсируют свои сезоны. В перспективе работа во многих театрах, разных странах и в новых образах. Сейчас я в Лондоне, стараюсь не унывать и вдохновляться, готовлюсь на будущий сезон.

Что ты хочешь сказать молодым артистам, мечтающим попасть в мир большого искусства?

Я хочу пожелать всегда оставаться собой. Не пытаться повторить чью-то судьбу, карьеру – нужно прокладывать свою дорогу. Надо смотреть на самого себя и активно работать. Также необходимо ответить себе на вопрос, для чего тебе нужен этот путь в мир искусства? Как я говорила, есть два пути. Заработать и стать популярным? Или менять мир к лучшему?

Быть артистом – большая ответственность. Это тяжело. Нужно много знать и совершенствоваться. И, конечно же, искренне любить свою работу, искать что-то новое и всегда оставаться собой. Ведь искусство изменит этот мир к лучшему!

 

 

 

Айгуль Ахметшина родилась 1 мая 1996 года в Миякинском районе Республики Башкортостан. Выпускница музыкальной школы по классу баяна. Окончила Уфимское училище искусств у педагога Наили Юсуповой.

Партии: Золушка из одноимённой оперы, Кармен и Мерседес из «Кармен», Сонетка в опере «Леди Макбет Мценского уезда», Флора в «Травиате», Прециозилла в «Силе судьбы», Маддалена в «Риголетто», Полина в «Пиковой Даме», Ольга в «Евгении Онегине», Розина в «Севильском цирюльнике», Розалия в «Вестсайдской истории», Дульсинея в «Дон Кихоте», Мадемуазель Данжевиль в «Адриане Лекуврёр».

 

Диана Байтурина

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb