Сегодня 75-летний юбилей отмечает главный балетмейстер, художественный руководитель балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета, народная артистка России и Башкортостана, лауреат Государственной премии им. С.Юлаева Леонора Куватова.
Она окончила Ленинградское академическое хореографическое училище им. А.Я. Вагановой и с 1967 года была принята в труппу театра. Блестящие профессиональные и сценические данные, трудолюбие и высокое мастерство позволили ей воплотить на сцене незабываемые образы. Много лет Леонора Сафыевна преподавала в Уфимском хореографическом училище (ныне — Башкирском хореографическом колледже им. Р. Нуреева). А с 2009 года она является художественным руководителем балетной труппы. Большой профессиональный и педагогический опыт позволили ей популяризировать балетное искусство в республике и повысить узнаваемость нашей труппы во всей России.
- Леонора Сафыевна, расскажите о начале своей карьеры.
- Будучи ученицей, я уже танцевала ведущие роли в школьных спектаклях, исполняла главную роль в «Щелкунчике». Т.е. была готовой солисткой. В то время великий Леонид Якобсон открывал свой театр и пригласил к себе. Но я очень скучала по дому и захотела быстрее вернуться. Во-вторых, мне очень хотелось танцевать в больших спектаклях, таких как «Лебединое озеро», «Жизель». Узнав, что меня приглашают в другие театры, в Ленинград приехала министр культуры БАССР Клара Габдрахмановна Тухватуллина. Я запомнила ее слова: «Не надо переманивать национальные кадры». Когда только приехала с Ленинграда, встретилась с Нинель Даутовной Юлтыевой, которая работала главным балетмейстером Казанского театра оперы и балета, и получила приглашение в Казань. Но я осталась в родной Уфе и с огромным желанием начала трудиться на сцене театра, который за многие годы стал мне родным.
- Вы многие годы вместе с супругом Шамилем Ахмедовичем Терегуловым работали вместе и на сцене, и преподавали.
- Мы с Шамилем всю жизнь, на протяжении 35-40 лет, работали без выходных. Невозможно оценить, как много всего сделано за эти годы.
В 90-е годы, когда от труппы осталось очень мало, многие уезжали. Мой супруг и коллега по сцене Шамиль Терегулов взял труппу в свои руки, став главным балетмейстером. Он очень много сделал для того, чтобы возродить её. И я, и он, и другие преподаватели такие, как Елена Фомина, Людмила Шапкина, Галина Сабирова – мы все привели своих учеников в труппу. Представьте, это огромный труд вырастить учеников в течение 8 лет, увидеть в них индивидуальность, привести в театр и еще продолжать работать над ними и вместе с ними уже над созданием больших образов.
Я рада, что вся труппа состоит из выпускников Башкирского хореографического колледжа. Это очень дорогого стоит. Мне кажется, даже атмосфера у нас в труппе какая-то очень добрая. Потому что я и наши педагоги знаем всех наших артистов с 10 лет. Где такое еще есть, правда?
Заслуга Шамиля в должности главного балетмейстера еще в том, что он сохранил в репертуаре такие шедевры, как «Журавлиная песнь». В этом балете когда-то танцевала наша легендарная балерина Зайтуна Агзамовна Насретдинова.
Я считаю, большой удачей, что нам посчастливилось сотрудничать с Юрием Григоровичем. Будучи педагогом, Шамиль возил на конкурс своих учеников. И на одном из них познакомился с Юрием Николаевичем. Маэстро согласился ставить у нас спектакли. Почему это важно для нас? Спектакли Григоровича воспитали многих мастеров сцены, которых мы все знаем. Чтобы артисты росли, нужно давать им роли, нужны большие спектакли, где есть что танцевать и играть. Именно такие балеты поставил у нас Юрий Николаевич.
- Какие спектакли Вы мечтали поставить на сцене?
- Когда я еще училась в Ленинграде, кажется, это был 1964 год, нас повели на сдачу спектакля «Легенда о любви». Я - маленькая девочка была потрясена спектаклем и провела это чувство через всю жизнь. И став художественным руководителем, я попросила Юрия Николаевича продолжить работать с нашей труппой и поставить у нас этот спектакль. И еще один спектакль, в котором очень хотела танцевать, это «Анюта». Но в силу разных причин театр не мог себе позволить пригласить постановщика Владимира Васильева на постановку балета. Хотя я очень хотела станцевать саму Анюту. Менялись директора, было безденежье. И став руководителем, я обратилась к Владимиру Викторовичу. Он согласился, сказав, что давно наслышан о нашей труппе с хорошей стороны. Таким образом, спектакль «Анюта» появился в нашем репертуаре. Я счастлива, что в нашем репертуаре есть такие балеты, как «Спартак», «Корсар», «Легенда о любви», «Анюта», «Журавлиная песнь», многие балерины хотят станцевать в них главные роли.
- Какие тенденции развития у башкирского балетного искусства?
- Так как мы живем в Башкортостане, у нас обязательно должны быть новые национальные спектакли. Очень удачным получился спектакль «Аркаим» на музыку Лейлы Исмагиловой. У нас есть молодой балетмейстер Ринат Абушахманов, у которого тоже хорошие постановки, где продолжаются традиции классического танца. У него спектакли «Том Сойер», «О чем молчат камни». И вот сейчас к 450-летию Уфы он будет ставить балет «Семь девушек» по мотивам башкирских легенд.
- Есть ли у Вас любимые артисты?
- Любимчиков у меня нет. Как и у любого руководителя, у меня в приоритете те, кто хорошо и добросовестно работает и выдает на ура продукцию. У нас продукция – выйти на сцену и хорошо станцевать определенный спектакль. Мне нравятся слова Антона Павловича Чехова: «Театр должен потрясать». Выходя на сцену, артист должен много думать об образе. Зритель должен получить какие-то эмоции, задуматься и уходить с желанием вернуться вновь в театр.
- Леонора Сафыевна, благодарим Вас за интервью и в день 75-летнего юбилея желаем Вам крепкого здоровья, счастья, благополучия и успехов в осуществлении всех Ваших творческих замыслов!
Гульназ Насырова