В преддверие масштабного события «UFA – Kuraifest», который пройдет в рамках Международного фестиваля искусств «Сердце Евразии» 18 июня в уфимском амфитеатре, редакция портала «Культурный мир Башкортостана» решила побеседовать с молодым мультиинструменталистом, основателем и идейным вдохновителем группы ZAINETDIN, лауреатом и победителем многих республиканских, всероссийских и международных конкурсов Загиром Зайнединовым.
Загир, спасибо большое, что нашел время побеседовать с нами!
Поделись, пожалуйста, как начинался твой путь, который привел к проекту ZAINETDIN?
Еще в школе во мне бушевала энергия: я пытался научиться играть на всех инструментах, играл на тромбоне, курае, занимался танцами, вокалом, боксом, борьбой, волейболом, и многим другим, мне это было все интересно. После одиннадцатого класса я еще не мог определиться с профессией. Было много направлений, куда можно было пойти, но я понимал, что я хочу что-то свое, например, концерт, шоу, масштабные творческие проекты. И для того, чтобы научиться делать те самые концерты, организовывать их я поступил в наш Уфимский институт искусств им.З.Исмагилова на специальность «Режиссура и мастерство актера». Спустя некоторое время в институте я перешел на заочное отделение, потому что понимал, что необходимо расширять возможности в своем будущем проекте. Я осознавал, что мне необходимо заниматься танцами, причем не учиться им, а уже танцевать на сцене. И поставил перед собой цель попасть в какой-нибудь ансамбль танца. Тогда по манере танцевальных движений, характеру исполнения очень нравился Театр танца города Стерлитамак. Я поехал туда, мне дали испытательный срок, и за три месяца мне удалось встать в одни ряды с профессиональными танцорами этого театра. Я учил все трюки, выучил весь репертуар. Но после полутра лет решил уехать обратно в Уфу.
Далее начал заниматься с композитором и певцом Рустамом Гиззатуллиным, записал с ним две первые песни на башкирском языке, снял клип. Мои дела, можно сказать, пошли в гору. Но я чувствовал, что это снова не совсем то, чем я хотел бы заниматься.
Вдруг я взял в руки кубыз, пару других инструментов, и начал играть ритмы, поддаваясь своим внутренним ощущениям. И так появился первый трек, который был создан в течение всего нескольких минут. И за три дня мы сделали три-четыре трека. Мне это безумно понравилось, я почувствовал творческую свободу.
После познакомился с народным артистом Башкортостана и Татарстана Айдаром Галимовым, у которого в театре-студии «Айдар» проработал целый творческий сезон. Для меня эта была большая честь выступать с таким известным артистом, и, конечно, это был бесценный опыт. В этой команде я учился, как нужно организовывать концерты…
Как создавался проект – шоу ZAINETDIN?
Во время работы в театре-студии «Айдар» в 2015 году я начал работу над собственным инструментальным проектом «Zainetdin», презентация которого состоялась 7 января 2016 года. Отмечу, что в этом проекте звучат старинные и народные мотивы в современной обработке на многих музыкальных инструментах народов мира, плюс использую горловое пение (узляу).
Как я уже сказал, я хотел играть на многих инструментах, и вот пришел к тому, что сейчас в своих выступлениях играю на десяти музыкальных инструментах, надеюсь, скоро их численность пополнится. На каждый инструмент я делаю отдельную композицию, чтобы не было однообразия. Причем я стараюсь сделать целое шоу. Хочу, чтобы было все в разных стилях: RnB, поп-музыка, клубная, хаус. Также включаю в шоу танцы: народные, современные, национальные. На данный момент есть программа уже минут на сорок.
Я стараюсь сделать шоу, которое уходит от привычного восприятия игры на курае. Все это соединяю с модной современной музыкой, плюс добавляю акробатику, танцы, световое шоу. Причем этот проект должен быть интересным не только любителям и ценителям мелодий на курае, а абсолютно всем.
Я могу сказать, что в проекте ZAINETDIN я нашел себя. Могу ночами не спать, записывать музыкальные композиции. Сейчас я готовлю альбом для презентации своего нового проекта, большого сольного концерта, который, Алла бирса, состоится уже совсем скоро.
А можно назвать все эти десять инструментов, которые ты используешь в своем шоу?
Основные – это курай, кубыз, варган, жалейка, тин-вистл, думбыра, зурна (турецкий инструмент), дудук. Есть много и других инструментов, их разновидности.
Сколько у тебя в команде человек?
Так у меня до 8 танцоров. Иногда беру на концерты двоих, бывает со мной выступают четверо. Нередко выезжаю один.
Что ты можешь рассказать о горловом пении (узляу)?
В своем проекте я не пою. Не хочу привязываться к определенному жанру, языку. Когда я начал профессионально заниматься музыкой, я пел, записывал песни, снимал клипы. Но чувствовал, что есть некий барьер, скорее языковой. Я начал понимать, что если я поеду в другую страну, то мой язык не будут понимать. А горловое пение в синтезе с танцем, акробатикой – это тот самый музыкальный язык, который понятен всем. Именно благодаря горловому пению можно почувствовать эту свободу в музыке.
Горловому пению меня специально не учили. Я сам ездил, смотрел, учился. Думаю, что здесь нет такого: как правильно или неправильно петь. Горловое пение – искусство, где человек, музыкант ищет сам.
Откуда такая любовь у тебя к этнике?
Это все пошло с детства. Мой отец видел во мне артиста, и я каждый день засыпал под мелодии курая. Немного повзрослев, я уже все башкирские мелодии знал наизусть. Это было у меня в крови. Тем более что у нас есть семейный ансамбль Зайнетдиновых, в составе которого 74 человека.
Когда мне было два года, отец учил меня танцевать.
В семь лет научился уже играть на курае.
В начальной школе я знал, что буду артистом. И меня отдали в Республиканскую гимназию-интернат им. Г. Альмухаметова, где проучился до 11 класса. И стоит сказать, что именно там у меня проявился интерес к этно.
Как ты сделал первый сольный шаг в этой стезе?
Первая моя творческая сольная поездка была на фестиваль в Горно-Алтайск. Там было много участников, а меня еще никто и не знал. Меня представили, я вышел и начал играть на всех своих инструментах, танцевать, делать сальто. Вдруг вижу, стадион пустился в пляс, все прильнули к сцене, со всех сторон окружило телевидение. Тогда я понял, что я двигаюсь в правильном направлении. Ведь мое выступление длилось всего три минуты, а люди так зажглись.
Следующий раз я уже поехал в Киргизию на Всемирные игры кочевников. Оттуда я уже получил официальное письмо – приглашение. Там я выступал пять дней подряд. Участвовали представители 162-х стран, выступали по одному-два раза, а я выступал каждый день, создавал каждый день шоу, новые треки.
Ты участник всероссийских и международных конкурсов, недавно был в Турции, расскажи об этом…
…Да, я был в Турции на Международном фестивале «Песни молодежи тюркского мира», где участвовало 17 стран. Там я тоже получил новые знакомства, приглашения. Туда приезжала именно молодежь, в основном, конечно, это были певцы. Несмотря на то, что все мы разговаривали на разных языках, нас объединяла музыка, мы очень подружились. Я получил неиссякаемый поток энергии и вдохновения, хотелось творить еще больше.
Какие в планах еще участия?
Следующая поездка запланирована в Карелию в июле. Там будет Международный фестиваль сказительского искусства. Но туда я поеду уже как гость с Башкортостана со своей программой, не как участник.
(Отметим, что после нашей беседы Загир Зайнетдинов принял участие в Международном фестивале национальных искусств «Бердэмлек – Содружество». В рамках фестиваля в селе Большеустьикинское Мечетлинского района прошел Международный конкурс кубызистов и исполнителей горлового пения (узляу), приуроченный памяти Роберта Загретдинова, где Загир Зайнетдинов стал обладателем Гран-при. Дочь Роберта Загретдинова вручила обладателю Гран-при серебряный кубыз. А вчера,17 июня, в Яктыкуле музыкант участвовал в Фестивале современной и этнической музыки «Уралым» в рамках Курортного сабантуя – прим. ред.)
Скажи, пожалуйста, ты принимал участие в «UFA – Kuraifest» и в прошлом году?
Да, второй год проводится Kuraifest, во второй раз я принимаю участие. В том году участие Kuraifest было моим первым большим выступлением. Тогда я готовил два номера с горловым пением, один из которых был совместно с брейк-данс танцорами, тут же я играл на кубызе и на курае. Был потрясающий эффект. После этого меня начали уже узнавать.
Kuraifest – очень крутой фестиваль. Я рад, что вообще у нас в столице Башкортостана появился такой масштабный проект. Курай – это наше все, наш символ, наш национальный инструмент. И интересно, что курай в исполнении наших башкирских групп, кураистов звучит по-разному.
Ты в этот раз готовишь какую-то особую программу? И что в нее будет входить?
У меня будет выступление на 15 минут. Я приеду со своей группой танцоров. Мы уже с танцорами репетируем, готовимся. Скажу, что в этот день будет много премьер. Все треки, сочинённые мной, будут абсолютно новые. Не хочу повторяться. В этом году ожидается много сюрпризов.
Спасибо большое, Загир, за теплый диалог!
Беседовала Ирина Гайнатуллина,
фото из личного архива музыканта.