Здравствуйте, Денис Анатольевич. Спасибо, что нашли время для беседы с нами. Во-первых, позвольте поблагодарить Вас за поддержку своей малой родины. Ваша работа, несомненно, является одним из знаковых и ценных достопримечательностей в регионе.
Вы родились в Уфе. Расскажите про ваши корни.
Мой отец, Анатолий Андреевич Стритович родом из Новгородской области, начинал работать с известным режиссёром Анатолием Васильевым. Потом переехал в Уфу, где был довольно известным театральным художником. Трудился в трёх основных театрах Башкирии. А мама, Марина Григорьевна коренная уфимка. До поступления в художественный институт мама работала в театре прикладным художником. И, конечно же, их встреча произошла в театре. Спектакль, поставленный в Русском драматическом театре, над которым они работали вместе, попал в список 100 лучших спектаклей в истории советского театра. Далее по распределению мои родители были направлены в Подмосковье и работали главными художниками стекольного завода.
Образование своё я получил в Москве. Но с Уфой у меня связано многое. Все мои родственники в Уфе, и я каждый год приезжаю на свою малую родину. Для меня каждый приезд это настоящее событие. Я и дочку привозил сюда и всю свою московскую родню. Это заменяет мне отпуск. Здесь я все ощущаю на уровне фраз, диалектов, кухни. Это банально, но, тем не менее, как раз эти вещи и цепляют за душу. И я рад, что могу хоть что-то сделать для Башкортостана.
Расскажите о вашем становлении как скульптора-монументалиста. Почему выбрали именно эту деятельность? Было ли желание заниматься чем-то другим?
Я уже с детства понимал, кем я хочу стать. Все время лепил солдатиков и это мне безумно нравилось. И я благодарен своим родителям, которые мне помогли определиться в жизни и поступить сначала в Московское художественное училище прикладного искусства, а затем в Московскую государственную художественно-промышленную академию имени С.Г. Строганова. Мне очень повезло, у меня были выдающиеся преподаватели. Это была серьёзная школа русской скульптуры. Однозначно, выбор моей профессии был осознанным.
Ваши работы есть по всей стране, в Москве, в том числе и на своей родине, в Башкирии. Имеет ли для вас значение место, где будет располагаться ваша работа?
Да, конечно, это очень важно для меня. Среди основных мест, к которым я отношусь с трепетом это Москва, так как в Москве поставить свою работу не всем удаётся. А на сегодняшний день в столице есть 4 мои работы. И, конечно же, немаловажное место для меня занимает Башкортостан. Тот момент, когда я начал сотрудничество с республикой был очень важным. Ведь это моя родина и я никогда не терял корней. Для меня был настоящий кайф работать для родной республики. Первая работа, которая располагается в Башкирии – это бюст просветителю, священнику, автору первого эрзянского букваря Авксентию Юртову. А конный памятник Минигали Шаймуратову это вообще одна из основных и серьёзнейших в моей жизни работ. Я очень рад и благодарен, что мне посчастливилось установить и сделать эту работу для такого значимого человека. Пока я ваял памятник, я многое узнал об этой легендарной личности. У него удивительная судьба. Могу сказать с уверенностью, что это на меня серьёзно повлияло. Он стал для меня неким историческим учителем. Памятник Шаймуратову это одна из основных вех в моей жизни. Я делал серии работ по теме Великой Отечественной войны, но здесь я настолько близко прикоснулся к этому, что уже смотрю на многие вещи по-другому.
Сейчас я также принимаю участие в конкурсе на изготовление памятника кураисту в Уфе. Загадывать сложно, это уж как сложится.
Как создаются образы? Что является вдохновением?
Любая тема, за которую ты берёшься, в первую очередь требует понимания. Необходимо полностью вникнуть. К примеру, если говорить о памятнике кураисту, мой самый близкий друг мне показывал и рассказывал про этот удивительный инструмент. Я не раз слышал, как он звучит. Понимаю, что кураист это такая глыба, когда он играет, у него меняется и осанка и выражение лица. А ведь в скульптуре куча нюансов связанных с движением. Это очень важно, нужно передать характер. И так с каждой работой. Изучение, понимание, заинтересованность и лишь тогда можно запечатлеть и передать суть творения. На маленьких работах тяжело себя полностью раскрыть. А я скульптор-монументалист. Это по определению уже большая форма. Тема она сама диктует, как быть. А далее уже на что ты способен - нужен талант, некое неординарное мышление, то, как ты к этой теме подойдёшь, чтобы она не была тривиальной, и по максимуму себя раскрывала.
Какую из своих работ вы считаете лучшей?
Каждую свою работу любишь. Потому что если что-то не нравится, ты ее переделываешь и доводишь до состояния «отлично». А когда уже проходит время, начинаешь оценивать по-другому. Бывает и такое.
Из своих самых любимых работ могу выделить несколько. На первом месте, однозначно это памятник Минигали Шаймуратову. Работа совмещает в себе масштаб республиканского уровня и масштаб одного человека. На сегодняшний день это мой единственный конный памятник. Я его делал не тривиальным, там очень много фактуры. И само открытие памятника было невероятным. И я знаю, что Министр культуры Владимир Ростиславович Мединский по сей день вспоминает это торжество. Я с Минкультурой России открывал несколько памятников после этого, и теперь всегда спрашивают, а будет ли как в Уфе? Но ещё ни разу как в Уфе не было. Это же такое масштабное зрелище было: театрализованные представления, реконструкции, музыкальная часть – думаю это какой-то уже недосягаемый уровень.
Также могу выделить памятник первому и последнему царю династии Романовых – Михаилу Федоровичу и Николаю Второму, в год празднования 400-летия дома Романовых в Москве открывали; памятник Святому преподобному Елисею Лавришевскому в Лавришевском монастыре в Москве и памятник хирургу Валерию Шумакову также в Москве.
На тот момент, когда делаешь определённую работу, она однозначно самая главная в этот период.
Работа мечты, какую скульптуру Вы бы хотели создать? Посыл, идея скульптуры, возможно, это какая-то личность?
Темы всегда меняются и любая на самом деле очень важна и значима. Вот из последних, что запало в душу, это создание памятника человеку, который основал кавалерийскую школу в Российской империи. И мы долго рассуждали и пришли к выводу, что больше всего для русской кавалерии сделал Будённый. Помимо того что он был красным генералом, он ещё и являлся полным кавалером Георгиевской царской армии, был элитным царским офицером, который учился в этой школе в Петергофе. И у меня появилась идея слепить Будённого с усами, но только в царской форме.
Сейчас работаю над памятником русскому царю Ивану III. И мы на днях встречались с режиссёром А. Кончаловским (он смотрит на работы как художник со стороны), обсуждали, какая должна быть скульптура. Не факт, конечно, что я выиграю этот конкурс. Может это тоже будет моей мечтой на ближайшее время.
Очень важно не только самому получать удовольствие от своей работы, нужно чтобы людям нравилось. Например, в Новгородской области мы делали совершенно банальную вещь. Там были безобразно сделаны бюсты Героям Советского союза, которые родились в Старой Руссе. Мы просто поменяли лица. И, кстати, 2 лётчика были из Башкирии. Они родились в Старой Руссе, но вся жизнь их была связана с Башкирией. Мне очень помогли в Министерстве культуры республики с материалами. Так вот, обычные 10 бюстов, вроде бы, но когда мы вернули лица этим героям различных войн, люди плакали. Оказалось это невероятная вещь. Я бы хотел еще раз подобное сделать и ощутить. Это как возвращать людей из небытия.
Наверное, у меня нет какой-либо супер мечты на всю жизнь. А быть может, Шаймуратов и был самым главным достижением в моей жизни. Кто знает.
Российское военно-историческое общество включило в план 2017 года нашу республику как площадку для установления памятного обелиска и 2 скульптурных композиций Советскому солдату. Мы знаем, что автором работ являетесь Вы. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Программа по восстановлению и созданию памятников погибшим на полях сражений в годы Великой Отечественной войны действует с 2014 года. В прошлом году по программе я сделал 11 одинаковых памятников. Это было связано с заменой старых могил, либо установкой там, где их вообще не было. Проект получил очень хорошую оценку. Сейчас эта работа становится значительно интересней и лучше. Мы немного поменяли и утвердили концепцию. Страна у нас огромная, регионов желающих получить памятники очень много. Также существует специальная программа по установке памятных обелисков. Первая была установлена в Новгородской области, следующая поедет в Австрию, в Вену, а третья как раз таки будет в моей родной республике.
Это здорово, что в этом году в Башкирию поедут целых три таких памятных знака. Мы их сейчас как раз лепим. Более того, я сейчас за рулем и еду в мастерскую работать над этими проектами. Скульптуры Солдату делаем из бетона, но этот бетон такого качества, что не отличишь от бронзы. Это сложная вещь, со сложными деталями, передающими характер. Фигуры высокие, памятники около 5 метров с постаментом. В композиции изображён солдат, который раздавливает нацистскую каску. Мне для работы даже нашли настоящую немецкую каску, где она треснула, когда солдату в висок залетела пуля. И это, безусловно, помогает придать натуралистические моменты.
Спасибо большое, за интересный разговор Денис Анатольевич. Ждем Вас на открытии памятных знаков в Башкортостане.