В гостях редакции интернет-портала «Культурный мир Башкортостана» Айнур Аскаров. Молодой, но уже известный башкирский режиссёр, лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Шайхзады Бабича в области литературы, искусства и архитектуры, лауреат различных Междунарподных и Всероссийских кинофестивалей. Мне было очень интересно познакомиться с Айнуром и я благодарю его за уделённое время.
Здравствуй, Айнур. Во-первых, позволь поздравить тебя с наступающим Новым годом, с успешным, как хочется верить, завершением Года российского кино. И мой первый вопрос касается премьеры твоего фильма. «Из Уфы, с любовью» – чего ждать от первой полнометражки? Что было самым сложным в работе над фильмом?
«Из Уфы с любовью» это моя дебютная работа, первый полнометражный фильм. Мы отнеслись к нему серьёзно, нам выделили грант Главы республики – 4.5 млн. рублей. Эта сумма кому-то покажется большой, но для киношников это маленькая сумма. Все вложили людской ресурс, работали на энтузиазме, ради интереса. Мы выплачивали небольшую компенсацию за потраченное время, небольшой бонус, и никто не относился к этой зарплате как к гонорару. Команда из 40 человек, все работали как «демоны» (смеется). Каждый день, с утра до ночи, не было достаточного времени на прогоны. Тем не менее, работа проделана хорошо, местами, конечно, есть какие-то погрешности, которые мы сейчас исправляем, но, в общем, впечатление сейчас о фильме хорошее. Фильм получился, я надеюсь, достойным – это такое молодежное кино без претензий на какое-то высокое искусство, и это не то кино, с которого ты выйдешь весь загруженный, будешь после него два месяца еще отходить. Это простая лёгкая поп-корновая история.
В прокат мы планируем выйти во всех кинотеатрах республики - это 11 кинотеатров в Уфе и порядка двадцати по республике. Думаю это будет конец февраля – начало марта. Дата не точная потому что все прокатчики советуют выходить не в февраль, он считается «мёртвым» месяцем.
Конкретных договорённостей с кинотеатрами нет, но мы же «демоны», скоро начнем диалог с и с ними. Надеюсь, Министерство культуры в этом плане поможет, мы ведь хотим полноценный прокат, а не один раз в день в одном кинотеатре. Наша цель – доказать что мы сделали крутое кино, которое может окупаться. Еще не было ни одного башкирского фильма, который бы широко выходил в прокат, который бы окупился, или хотя бы вышел в ноль. Чтобы выйти в ноль нам нужно собрать около 10 млн. рублей, половину забирают кинотеатры, половина как раз выйдет в сумму гранта. Будут цифры, и тогда уже можно будет выходить на новый уровень – а до этого нужно показать, что башкирское кино существует, и мы можем его делать. Я думаю, что следующие проекты будет делать легче, если мы покажем окупаемость нашего кино. Это и было нашей целью – показать то, что мы можем.
В рамках Международного кинофестиваля национального и этнического кино «Серебряный Акбузат», ты со своими коллегами проводишь такой интересный проект – питчинг дебютантов. В этом году он прошел в конце октября, есть ли свежие лица, идеи? Какое продолжение вы видите в данном проекте?
Питчинг – это слово используется во всем мире, но оно мне не нравится. Это просто защита кинопроектов, в нашем случае – защита дебютных проектов. Инициатором данного проекта является Гульфия Шарипова. Она предложила провести питчинг для молодых, ведь многие не знают с чего начать, как все происходит на самом деле. И мы начали делать эту историю по примеру Московского питчинга дебютантов. В этом году мы сделали второй питчинг дебютантов - выявили троих победителей. Результаты уже есть, скоро будут заключаться договоры между авторами кино и студией, и было бы здорово, если бы кто-то из них попал в план киностудии, по примеру Фарзаны Утарбаевой.
Для нас это общественная работа, мы рады поддержать молодежь, ведь в нашей профессии сейчас чем больше нас, тем лучше. Причем образование необязательно на данном этапе, если ты написал хорошую историю, выстраданную, если ты горишь идеей, мы помогаем. Есть и те, кто приходит и понимает что это не его, это тоже хорошо – отсев, остаются те, кому это действительно интересно.
Снимаете не профессиональных актёров? Как проходят кастинги?
У меня нет кастинг-директора, все провожу сам. Пишу на социальных страницах, на сайте, мол, провожу кастинг, приходите. В итоге в назначенный день никого обычно не бывает, никто не приходит. В итоге начинаются личные звонки, предложения, звоню актёрам, просто знакомым. Бывает, конечно, что я вижу кого-то на определенную роль. В фильме «Из Уфы, с любовью» для Алмаса Амирова специально писалась сцена, мы понимали, что что-то не то с линией, с Айдаром Акмановым сели, написали сцену для Амирова, он приехал, снялся.
Я снимаю кого угодно, это не только профессионалы, если человек подходит, беру, работаю. Часто с детьми идет работа, причем удобнее всего возраст, когда он уже не боится чужих взрослых, но и детскую непосредственность не растерял, это от 7 до 11 лет примерно. Детей нахожу где угодно, например, когда снимали «Енмеш», я ездил по дворам, высматривал детей, люди наверняка могли решить что я маньяк. Увижу, подойду, попрошу стихотворение рассказать, расскажет – молодец, иду к родителям, беру контакты. Конечно, многие относятся с недоверием. Иногда кастинги провожу, например, для фильма «Мать» мы искали близнецов, и отсмотрели по всей республике пар 40-50 близнецов. Пожалуй, выбирать актеров – это самое сложное, ты в голове придумал, каким он должен быть, а лица не представляешь, или наоборот, лицо подходит, а характер не особо.
Было бы удобно, если бы в республике у нас был кастинг-директор, который бы прочитав сценарий, сразу мог предложить несколько вариантов. Здорово было бы организовать базу актеров на киностудии «Башкортостан», я надеюсь, что она в скором времени появится. Любой желающий сможет прийти и оставить свою анкету, фото, видео. Эта база была бы полезна и для ребят из Москвы, Петербурга.
В каком жанре хотелось бы снимать большинство картин? Ведь все что уже снято – весьма разноплановое.
Сейчас я нахожусь в поиске, пока делал короткий метр, я понимал, что надо попробовать себя во всех жанрах, не попробуешь – не узнаешь. Снимал я на самом деле, все по-разному. Это и документальное кино, и комедия (классическая, лирическая), фарс, драма и мистическая драма, хотелось найти наиболее близкий жанр. Поработал и со временем, это историческая картина «Мы не рабы». Сейчас понимаю, что каким бы я не был с виду серьезным, мне нравится снимать комедию, мне она дается легко. Причем комедия не та, где можно поверхностно посмеяться, а глубокая, с проблемами. Надеюсь, жанр будет получаться, ну и предстоящий фильм покажет. И никаких наград не нужно, если после просмотра «Из Уфы, с любовью» зал будет смеяться, аплодировать. Такие моменты и делают профессию, и жаль, конечно, что не так часто бывают.
Что скажете о Годе российского кино? Стал ли он для вас особенным?
В этом году, не знаю, связано с годом кино, или нет, было много работы. И у меня сейчас каждый новый год насыщеннее предыдущего, как и должно быть. Надеюсь, спада в год экологии у меня не будет, но если что, будем снимать кино про экологию (смеется). В этом году я сделал два фильма, это документальный «Ткачиха», который сейчас на монтаже, и игровой фильм «Из Уфы, с любовью». Да, наверное, это можно связать с годом кино, впервые у нас полный метр, но для меня, как и других киношников, каждый год – Год кино. Наверняка для масс этот год стал интересным, Министерство культуры проводило мероприятия, это и киномарафон в том числе. Но, несмотря на это, статистика сегодня показывает, что люди стали реже ходить в кино, все смотрят в интернете, дома. В кинотеатрах даже на блокбастерах не так много посетителей, как года полтора назад. И это настораживает.
Режиссеры, которые вдохновляют? Фильм, который посоветуете?
Тяжелый вопрос. Но фильмы Кустурицы, Данелия, когда на жизнь смотрят свысока и с иронией, нравятся. Сам бы хотел так снимать, с иронией, ведь жизнь как шутка. Классики нравятся, Феллини, причем в разное время по-разному. Понятное дело, Тарковский, все это смотрели, пока учились. В плане успешности мне бы хотелось быть как Люк Бессон, его разносторонность, разножанровость. Хотелось бы быть таким же плодовитым как он. Каждый раз думаешь, что бы посмотреть… из последнего понравилась «Молодость» Паоло Соррентино, посоветовал бы сходить на спектакль «Калигула», мне очень понравилось то, что сделал Зиганшин в Молодежке.
Что вдохновляет на новый сюжет? Как вообще рождается новая история?
Я с 2010 года каждый год делаю кино, и сейчас я понял, что устал. Каждый день в голове «кино-кино-кино», и на этом проекте я понял, как дико устал. Был такой момент, когда на сьемках уже я понимаю что народ начал чувствовать что мне тяжело, понимает и сам тяжелеет. В такие моменты, видимо, нужно просто отдохнуть. Я думал, наверное, мне нужен год чтобы отдохнуть, сьемки завершились, я сел в автомобиль, и поехал в Питер, двое суток за рулем – молча и в тишине, потом сутки я поспал после дороги – все. Трех суток мне хватило, чтобы набрать силы и прийти в себя. Это крутая штука, садиться за руль, и ехать куда-нибудь, всем советую. Потому что в дороге ты думаешь только о самой дороге, и ни о чем больше. Произошел своеобразный «reset», перезагрузка. Вдохновляет дорога, музыку слушаю, читаю книги. Очень вдохновляет поэзия Мустая Карима, просто какая-то короткая строчка может натолкнуть тебя на какие-то глубокие мысли, думаешь, вот же – кино, записываешь. Siri – мой главный помощник, записывает, помогает никуда не опоздать – своего рода секретарь.
Какие ближайшие планы?
Планы... Хороший вопрос. Хочу закончить фильм и выйти в широкий прокат, заработать на нем, и показать, что он может окупаться. Ну, и снять следующее кино, это проект «Буран» - фильм, основанный на реальных событиях прошлого февраля, в Хайбуллинском районе (на моей родине), где люди застряли в снегу и не могли выбраться. Такой моно-фильм выживание. Хочется сделать драму.
Желаю всем зрителям почаще перемещаться в пространстве и времени посредством кино, желаю, чтобы все фильмы были хорошими, заставляли искренне смеяться, плакать, переживать.
Беседовала Лия Гибадуллина