Интервью с заслуженным артистом Республики Башкортостан, режиссёром и актёром Башкирского академического театра драмы им.М.Гафури Фиргатом Гариповым.
Фиргат, здравствуй!
Вот уже на протяжении 16 лет ты служишь Башкирскому академическому театру драмы им.М.Гафури. Для начала давай поговорим о твоей актёрской деятельности. Какая твоя первая роль на сцене Башкирского театра?
Первая моя роль – роль Байсака в спектакле «Һуңғы Ғәйнә». Спектакль ставил режиссёр Ильдар Гилязев. Тогда я только выпустился из института искусств и был безумно рад, что меня взяли в Башкирский академический театр. В августе коллектив традиционно вышел из отпуска и начал репетиции этого спектакля. И так получилось, что меня как раз в это время не было в театре, так как 20 августа у нас с женой была свадьба. В это время проходило распределение ролей на этот спектакль, я, конечно же, переживал из-за своего отсутствия. Всё-таки это были первые мои рабочие дни в Башкирском театре, так сказать, первые роли на большой сцене. Как молодому, только выпустившемуся актёру, мне дали роль в массовых сценах. Так сложились обстоятельства, что актёр, который должен был исполнять роль Байсака не смог придти на репетицию. Тогда Ильдар Габдуллович предложил мне во время репетиции читать эту роль, так как репетиционный процесс не мог остановиться. В конечном итоге режиссёр решил мне предложить играть этот образ, но при одном условии, что я выучу свою роль за одну ночь, до следующей репетиции. Я понял, что для меня это большая удача и хороший шанс проявить себя. Вот так сразу после института мне посчастливилось сыграть большую роль на сцене Башдрамы.
А можно ли назвать одной из значимых ролей твой образ Рами Гарипова?
Да, кончено. Эта была для меня огромная ответственность. Поначалу я был удивлён тому, почему же именно мне предложили исполнять роль Рами Гарипова. Ведь я даже внешне с ним не похож. Эта роль одна из непростых, потому что, одно дело – играть сочинённого персонажа, и совсем другое – исторического героя. Как бы ты не хотел, при создании исторического образа ты не сможешь включить в образ свои фантазии, не сможешь внести какие-либо другие черты, придумать что-то новое. Ведь Рами Гарипов – реальный человек, со своей реальной историей, со своим личным пониманием мира. Сложность возникала ещё и от того, что необходимо было углубиться в личность Рами Гарипова, его судьбу, историю. Надо было много читать о нём. В работе мне, конечно, помогли личные дневники Рами Гарипова. Я бы каждому посоветовал прочитать их, для того, чтобы еще ближе познакомиться с трагической судьбой поэта. Можно сказать, что в моей актерской карьере – это важная и значимая ступень.
Также хотелось бы узнать о работе над ролью Рахимьяна в спектакле «Я сотворил тебя» и о поездке с этим спектаклем на фестиваль стран Центральной Азии и Казахстана?
Конечно, было нелегко играть героя с ограниченными возможностями здоровья. Как передать этот образ не двигаясь, сидя в коляске? Если только словами… Это большой эксперимент для любого актера.
На фестивале в Казахстане мы с исполнительницей роли Нурсины Гульмирой Исмагиловой заняли 2-ое место как «лучший актёрский ансамбль» и получили сертификат на 1 000 000 тенге. Скажу, что было волнительно. Каждый тюркоязычный театр, участвующий в фестивале, представил разнообразные постановки. Было любопытно наблюдать за их публикой. Был такой момент: когда мы играли спектакль, в зале была оглушительная тишина. Мы не понимали, что происходит, и почему у зрителей нет никакой реакции на происходящее на сцене. Тут подкралось подозрение, что мы провалили постановку. Дальше играть было все сложнее и сложнее. Но когда спектакль закончился и зажёгся свет, мы услышали гром аплодисментов, нас не отпускали со сцены минут пятнадцать. После спектакля мы получили много положительных отзывов. Да и вообще фестиваль прошёл на хорошем уровне, они очень гостеприимно нас принимали.
Приближаясь к разговору о твоей режиссёрской деятельности, хочется спросить: когда ты выпускаешь роль, входишь ли ты в полемику с режиссёром-постановщиком, или ты абсолютно в его власти?
Полемика – это для меня смысл жизни. Мне безумно интересно углубляться в детали. Мне всегда интересен человек, его мысли, мнение, его личность. Но здесь нужно знать границу: главное – не быть назойливым. В творческом процессе, особенно во время репетиций, когда ты пытаешься разобраться во всех деталях, не стоит говорить ради красного словца. Притом, что я люблю что-то обсуждать, узнавать, задавать вопросы, режиссёр остаётся для меня авторитетом. Так и должно быть. Другое дело, заразителен ли режиссёр для актёра? Может ли он увлечь, повести за собой? Вот, например, когда мама тебе читает в детстве сказку, тебе нравится эта история, ты слушаешь её, фантазируешь, выстраиваешь целые миры, а главное – не перебиваешь. Но когда сказка не интересна тебе, то ты начинаешь уже задавать вопросы, торопить к концу. И если режиссёр меня заинтересовал, смог увлечь, объяснить, то для меня его авторитет безоговорочный. Но если режиссёр не заинтересовал, это не значит, что его не надо слушать, срывать репетиции. Нужно всегда вести диалог, задавать вопросы, но предельно аккуратно и по делу, чтобы это было продуктивно и полезно для всех. Главное, чтобы вопросы были конструктивными и не мешали делу, не отвлекали от работы. Лучше всего во время репетиции не вступать в полемику, а если возникают какие-либо вопросы, недопонимания, то их можно задать вне репетиции, лично режиссёру. Всегда найдётся категория артистов, которые захотят сознательно сорвать репетицию своими ненужными вопросами, пустыми разговорами, только для того, чтобы показать свою «образованность».
Во время учёбы, безусловно, ты много изучал теорию театрального искусства. Знаю, что ты читаешь книги, касающиеся именно теории театра. Знаком с ториями, театральными методами именитых театральных деятелей. К какому режиссёру ты отдаешь большее предпочтение, или какая теория тебе близка?
Могу сказать, что с большим уважением и с глубоким интересом я отношусь к своему учителю, мастеру, профессору Театрального института им.Б.Щукина и ГИТИСа Сергею Ивановичу Яшину. Меня восхищает именно то, как он разбирает пьесы, с чего начинает каждый разбор. Он всегда нам говорил, что нужно внимательно читать ремарки. Сергей Иванович – ученик Андрея Гончарова (советский театральный режиссёр, педагог Андрей Александрович Гончаров – прим. ред.), он сторонник именно классической школы. Во время учёбы в институте им.Б.Щукина Сергей Яшин нам говорил, что надо много читать классические произведения. Он всегда акцентировал наше внимание на то, что сейчас существует большое количество различных театральных направлений, как хороших, так и плохих. Но не знать классику – нельзя. Ведь невозможно придумать какие-либо новые формы, не зная классику. И я в работе над постановками, в работе с артистами, скорее всего, склоняюсь к классической школе. Больше тянусь к системе Станиславского.
Когда ты выпускал «Бомбу» ты говорил о том, что хочешь ставить спектакли для народа? Раскрой эту мысль, пожалуйста.
Театр – это зеркало жизни. Что происходит в жизни, всё находит воплощение в виде различных театральных постановок. Здесь надо подумать над тем, какую цель мы должны ставить при постановке того или иного сценического материала, только для «хлеба и зрелищ», или нечто большее и глубокое. Театр выполняет много функций, одна из которых заключается в том, что зритель во время или после просмотра спектакля должен начать задавать себе вопросы. Что касается моего спектакля «Бомба», то это – каламбур, это мой личный взгляд на ситуацию, на происходящее вокруг.
Когда я читаю пьесы, я быстро в них влюбляюсь. Если что-то меня зацепит, я тут же вырисовываю в голове соответствующие образы для воплощения их на сцене. Но важно не опускаться до уровня безвкусицы, необходимо понимать значимость и актуальность драматургического материала.
Отличается ли твой темперамент в жизни и во время творческого процесса? Ты режиссёр-тиран или режиссёр-друг?
Одна японская мудрость гласит, что у каждого человека есть три лица: первое мы показываем миру, второе - близким и друзьям, третье лицо вы никогда не покажете никому, оно и есть истинное отражение того, кто вы есть. И об этом, как правило, ты ни кому не говоришь. Вот также и я: на работе я один, дома – другой, внутри себя я – третий. Что же касается темперамента, то скажу, что у актёра и режиссёра они различаются. Мой темперамент в работе над ролью зависит от того образа, который дает режиссёр. Свой образ необходимо подстраивать под героя. Внешне ты можешь абсолютно точно соответствовать персонажу, быть похожим на него именно внешне, но без внутренней энергии, соответствующего темперамента, ты не сможешь создать нужный образ, показать героя таким, каким он задуман автором, режиссёром. Конечно, есть категория артистов, которые и в жизни и на сцене одни: например, яркие, эмоциональные или ленивые и дома, и на работе. А вот в процессе постановки спектакля мой темперамент один, именно он дает мне силы в работе. Будучи очень эмоциональным человеком, поддающегося панике, во время выпуска спектакля я веду себя соответственно: очень эмоционально, переживая за то, что вот-вот премьера, а спектакль ещё не готов. Хочу сказать, что темперамент для режиссёра очень важен. Какая бешеная энергетика у режиссёра Искандэра Сакаева! Его темперамент способен заразить абсолютно всех на сценической площадке. Именно энергетика режиссёра, харизма, эмоции должны заражать артиста. Главное – не быть равнодушным к работе, к профессии, к театральному процессу, к жизни вообще.
Ты изнутри знаешь актёрскую стезю, как для режиссёра, какой для тебя должен быть актёр?
Я не приемлю, когда актёры сознательно идут на открытый конфликт с режиссёром, не приемлю систематическое нарушение дисциплины, несмотря на то, что артист может быть «звездой» в своем театре. Для любого актёра режиссёр должен выступать авторитетом. Как говорил великий Станиславский: «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве».
В связи с этим, приведу случай из практики. Когда я ставил спектакль в Нижнекамске, я попросил руководство театра, исходя из своего опыта и знания артистов, распределить роли. На главную роль тогда поставили одного актёра. Но в процессе репетиций, что-то не складывалось. Тогда я обратил своё внимание на молодого парня, который играл в театре только в эпизодах, массовых сценах. Поначалу меня привлекла его внешность, она очень точно подходила к образу главного персонажа. Позже выяснилось, что он ещё и самый пластичный в театре. Он оказался очень трудолюбивым, работоспособным, с нестандартным мышлением, с большим интересом подходил к созданию своего образа, с большой любовью относился к работе. Так с постановочной группой мы открыли новое имя для нижнекамской театральной публики. И именно этот актёр и был тем, кто любил искусство в себе.
Ты бы хотел организовать у нас в республике свой фестиваль или лабораторию?
Я об этом не думал. Но с большим удовольствием я принимаю участие в качестве члена жюри в детских театральных фестивалях. И это очень любопытно, потому что иногда районные детские коллективы представляют такие декорации, такие материалы, смелые спектакли, что вызывает только восхищение, уважение к организаторам, главам районных администраций.
Мне бы хотелось чтобы активно продолжал свою работу наш Центр современной драматургии и режиссуры. Хотелось бы больше видеть различные лаборатории по современной драматургии, тем более что сегодня у нас есть много возможностей организовывать различные встречи дистанционно, в формате онлайн. К сожалению, у нас не хватает грамотных пиар-менеджеров со своими новыми, свежими идеями.
А хотелось бы снять фильм?
Хотелось бы снять короткометражный фильм на 20-30 минут. Выпустить небольшие башкирские фильмы с нашими республиканскими артистами. Экспериментировать с амплуа актёров, раскрывать их с другой стороны. Но я не говорю о вайнах (6-секундные видеоролики – прим. ред.), а имею ввиду именно художественные фильмы. У меня есть множество разных идей. Все только сводится к материально-техническому обеспечению съемок фильма. У нас проблема заключается ещё и в том, что мы мало делимся (или вообще не делимся) своими идеями друг с другом.
Как ты относишься к театральной критике?
Честно отвечая на этот вопрос, скажу, что к критике я отношусь сложно. Для меня трудно слушать критику в свой адрес, в адрес своих постановок. Но стоит отметить, что критика бывает разной: она может быть по делу, во благо твоей деятельности, а бывает и ради красивого словца. Критика всегда должна быть обоснованной. Я с удовольствием слушаю театральных критиков, которые относятся к режиссеру и артистам предельно доброжелательно, говорят не для того, чтобы разбить все твои идеи, всю проделанную работу, а наоборот, помочь увидеть какие-то недочёты, упущения. Признать себя неправым – это очень сложно, а слушая грамотного человека, чувствуя его доброжелательность, ты уже соглашается со своими ошибками, думаешь и работаешь над ними. Уважаю критиков, которые аккуратно, осторожно подходят к твоей работе, помогают расти, которые вдохновляют на новые постановки. Я не жалею себя, но бывают такие высказывания, которые идут в твой адрес неаргументировано, именно такие высказывания начинают зарождать в тебе ненужные вопросы: «зачем я это делаю», «для чего» и т.д. Спектакль – это же твой ребёнок, и в любом случае ты его защищаешь, оберегаешь от недобрых слов. Но я всегда открыт к искренним пожеланиям. Хочется с нетерпением ждать обсуждений своего спектакля, а не так, чтобы бояться этого, воспринимая критику, обсуждения чем-то плохим, жестоким.
В декабре 2019 года, ты получил на 100-летие театра звание «Заслуженный артист Республики Башкортостан», что-то изменилось?
В первую очередь, это звание для моих родителей. Всё что я сейчас имею – это благодаря им. Приятно, когда родители радуются за тебя, гордятся тобой, делятся твоими радостными событиями с другими. Для меня самого данное звание – это результат, оценка моей проделанной работы. Любое звание – это большая ответственность, за него ты должен отвечать, прежде всего, перед зрителями. Нельзя опускать отмеченную планку.
Ты уже именитый ведущий нашей республики, около 15 лет ведёшь различного формата мероприятия, можешь дать несколько советов для начинающих ведущих?
Что я могу пожелать…Тут надо смотреть, ведущим каких мероприятий они хотят быть. Бывают официальные мероприятия, бывают мероприятия, проводимые в свободной форме. При ведении концертов, вечеров, должно быть чувство партнёрства, увлечение происходящим процессом, чтобы держать всё под контролем. В нашей многонациональной республике необходимо знать (как минимум) два языка: русский и башкирский, желательно в совершенстве, без акцента. В идеале хорошо ещё понимать и уметь разговоривать на английском языке. Также должен быть богатый словарный запас, а для этого нужно много читать художественной литературы.
Что или кто тебе даёт силы для вдохновения, творчества?
Моя семья – они мои критики, друзья, советчики, они меня вдохновляют, дают силы.
Есть у тебя личный девиз?
Да, есть. Мне папа всегда говорил: «Тырышҡан – ташҡа ҡаҙаҡ ҡаҡҡан», что в переводе означает «Если сильно постараться, можно и в камень гвоздь забить». Все зависит от нас самих.
В данный непростой период самоизоляции, что бы ты пожелал жителям республики, нашим читателям, театралам?
Я бы пожелал больше оптимизма. Не нужно читать разного рода неправильной, недостоверной информации. Мы знаем, что есть вирус, и наша главная задача – беречь себя и своих близких. Мы и итак сидим в изолированном пространстве, а ещё и сознательно впитываем депрессивную информацию. Пожелаю занять себя чтением хороших книг, просмотром фильмов.
Фиргат, спасибо большое за диалог!
Для справки:
Фиргат Рамильевич Гарипов родился в селе Серменево Белорецкого района. В 2004 году окончил актёрское отделение Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова (курс Т.Д.Бабичевой), в том же году был принят в труппу Башкирского государственного академического театра драмы им. М.Гафури. В 2018 году окончил режиссёрское отделение Театрального института имени Бориса Щукина (курс С.И.Яшина). В 2019 году был удостоен звания «Заслуженный артист Республики Башкортостан».
Роли в спектаклях: «Мактымсылу, Абляй и Кара Юрга», «Царь Эдип», «Цена счастья», «Белый параход», «Нэркес», «Царь Эдип», «Цена счастья», «Белый параход», «Нэркес», «Человеку друг – огонь, только зря его не тронь», «Пролетая над гнездом кукушки», «Шауракэй», «Камень одиночества», «Кот в сапогах», «Юсуф и Зулейха», «Я сотворил тебя…», «Урал Батыр» и многие другие.
Режиссёрские работы: «Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермеш», Нижнекамский татарский драматический театр им.Т.А.Миннуллина), «Кармен» (театральная студия «Гротеск» Башкирского государственного университета), «Урал Батыр» (совместно с якутским режиссёром А. Борисовым, Башкирский академический театр драмы им.М.Гафури), «Бомба» (Башкирский академический театр драмы им.М.Гафури).
Беседу вела Ирина Шамсутдинова
Фото из открытых источников