Сфера искусства, как и прочие, сегодня сталкивается со множеством испытаний. Культуре нужно отстаивать свои позиции и, в то же время, поддерживать, укреплять в нас надежду на скорейшее возвращение к привычной жизни. События мирового масштаба внесли ощутимые коррективы в событийную сетку учреждений культуры. В ряду прочих проектов, зависящих сегодня от масштабов развития мировой пандемии, значится и празднование 100-летия главного художественного музея республики – Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.
Несмотря на вынужденную паузу и обстоятельства, связанные с введением самоизоляции, в музее ведётся активная дистанционная работа по подготовке к празднованию юбилея. Столь значительное событие в области изобразительного искусства не может пройти незамеченным для ведущих российских искусствоведов и любителей изобразительного искусства в нашей стране.
Нам удалось побеседовать с двумя крупнейшими деятелями культуры Башкортостана – директором музея, заслуженным художником РФ и РБ, академиком Китайско-Российской академии изобразительного искусства Айратом Терегуловым и заместителем директора по научной работе, заслуженным деятелем искусств РБ Светланой Игнатенко. Они подробно рассказали о том, как музей готовится встречать своих посетителей после завершения режима самоизоляции. Об этом и многом другом читайте в нашем новом интервью для портала «Культурный мир Башкортостана».
Айрат Рауфович, прежде всего, поздравляем музей с результатами опубликованного недавно рейтинга «10 Лучших художественных музеев России» по версии ТурСтата.
Спасибо! Очень приятно получить высокую оценку от подобного авторитетного аналитического агентства. Исследование проводилось по данным активности в интернет-пространстве. Мы четвёртые в ряду крупнейших музеев России. Подчёркиваю, что онлайн-работу мы активно проводили и до введения режима самоизоляции. Но важно понимать, что художественный музей предлагает «воспринимать», оценивать экспонаты вживую – в залах, на экспозиции. То есть зритель должен непосредственно «общаться» с произведениями в музее. Только так можно увидеть все их достоинства: реальный размер, пластическую «игру», колорит и другие выразительные средства. А онлайн-возможности позволяют составить только очень отдалённое представление о произведении искусства.
Поэтому я рассматриваю онлайн-работу только в качестве инструмента мотивации – чтобы прийти в музей и увидеть, прочувствовать произведение. То есть, основная просветительская работа должна проходить непосредственно в музее. Отмечу, что в крупных музеях работает специальный отдел по онлайн-коммуникации с населением, у нас же такого отдела нет. Но на нашем сайте размещаются информационные материалы экскурсионно-массового отдела и наших филиалов, а также материалы наших научных сотрудников. Активно пополняется каталог нашего YouTube-канала.
А какую работу вы проводите по привлечению молодой аудитории?
Делаем всё возможное. Молодёжи особенно интересны выставки современного и актуального искусства. Например, такими были «Актуальная Россия» и «Мяч в искусстве». Молодёжь с большим интересом смотрит выставки молодых художников, которые в своём творчестве ориентируются на классические образцы. Такова выставка молодого пермского скульптора Альфиза Сабирова. В то же время, молодёжь с большим интересом знакомится с постоянными экспозициями музея, с высоким классическим искусством. Без прошлого, как известно, нет настоящего.
Большой популярностью среди молодёжи пользуются наши лектории. Они проходят еженедельно по средам и воскресениям. Очень популярен и киноклуб «Арт-кино». Его курирует выпускник ВГИКа, киновед, а в прошлом сотрудник нашего музея Владимир Жерихов. В клубе смотрят и обсуждают так называемые артхаусные фильмы, которые вошли в золотой фонд мирового киноискусства. А это интересно и старшему поколению, и молодёжи.
Среди выставок немало привозных проектов. Как удаётся их организовать, ведь они требуют немалых затрат?
Мы работаем в тесном взаимодействии с талантливыми художниками по всей России. У нас не первый год работает выставочный проект «Художники России», цель которого – познакомить уфимцев и гостей столицы с ведущими художниками страны. Но, к сожалению, мы не имеем возможности оплачивать крупные привозные проекты. Так, например, в прошлом году состоялась выставка произведений из Музеев Московского Кремля, затем выставка «Под одним небом» из частной коллекции Инны Баженовой (Москва), выставки «Актуальная Россия», «Мяч в искусстве» – все они оплачивались спонсорами.
Назовите, пожалуйста, ещё несколько примеров, ставших настоящими событиями в жизни Нестеровского музея.
Лекции и встречи с ведущими искусствоведами, как, например, 1,5 года назад с Александром Боровским из Государственного Русского музея, или в прошлом году – с Евгением Деменком, специалистом по творчеству Давида Бурлюка и русскому авангарду. Они вызвали большой интерес, причём, и среди молодых посетителей. Регулярно в «Музыкальной гостиной музея» (это второй зал Лаптевского особняка) проходят камерные концерты. Артисты очень любят выступать в этом зале, потому что он обладает уникальной акустикой, оценённой многими исполнителями.
Музей живёт активной жизнью. Что же предстоит в этом, юбилейном году?
Был запланирован ряд крупных мероприятий по празднованию 100-летия музея. В частности, привозная выставка произведений изобразительного искусства из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, ведущих музеев Поволжья и Урала. Она должна была открыться в начале мая, но теперь вынужденно отменена. Основные мероприятия по празднованию юбилея планируются в сентябре.
Мы готовились к Международной акции «Ночь музеев». Также в планах было открытие выставки всемирно известного скульптора Даши Намдакова. Её тоже пришлось экстренно отменить. Остаётся надеяться на реализацию этого проекта в будущем. Кроме того, отменена и Всемирная фольклориада, а вместе с ней – специальные выставки в музее и филиалах. Мы ожидали большой поток иностранных гостей. Но жизнь внёсла свои коррективы. Несмотря на это, мы готовы продолжить работу в любое время.
Эти слова подтверждает заместитель директора Светлана Игнатенко…
Светлана Владиславовна, как будет работать музей после снятия режима самоизоляции?
Мы уже полностью готовы к открытию запланированных выставок: составлены их концепции, аннотационные материалы, персоналии, пресс-релизы, научный этикетаж. Выставки, открытые до режима самоизоляции, с большой долей вероятности ещё на некоторое время продолжат свою работу. Это выставка петербургского живописца и графика Азата Миннекаева, выставка пермского скульптора Альфиза Сабирова и выставка уфимского живописца Джалиля Сулейманова.
А дальше будем выходить из ситуации в соответствии с принципом первоочередной необходимости. Но все запланированные выставки обязательно откроются.
Сегодня продолжается и научно-исследовательская работа. Уже отправлены в Москву все научные материалы к 64 произведениям, которые будут экспонироваться в Москве в выставочном комплексе «Парка “Зарядье”» на выставке к 75-летию Великой Победы. Это произведения из коллекций Воскресенской картинной галереи, нашего филиала в Мелеузовском районе РБ – единственного в России сельского музея, созданного на основе дара выдающихся московских художников, бывших учеников Московской художественной школы. В 1941–1943 годах они находились в Воскресенском в эвакуации.
Также мы приняли участие во Всероссийском интернет-проекте Государственного Русского музея «Искусство рядом». Проект призван знакомить жителей нашей страны с собраниями ведущих российских музеев: скоро все смогут увидеть лучшие произведения нашего музея с научными комментариями.
В целом, как Вы оцениваете посещаемость нашего музея?
Мы постоянно изучаем и анализируем этот вопрос. Посещаемость музея значительно увеличилась. Теперь это не только организованные группы, которые были в музее всегда, а ещё семьи и молодые люди.
Музей во все времена с особенным душевным теплом принимал колясочников, посетителей с нарушением слуха и зрения. Сегодня музей оборудован специальными пандусами и лифтами для колясок, участвует в специальной Республиканской программе «Доступная среда», не раз становясь победителем в разных номинациях.
Нужно упомянуть и программу «Маленький эстет», ориентированную на самых маленьких посетителей – деток от двух лет. Занятия построены по чисто музейному принципу – синтеза изобразительного искусства и музыки. Музыкальное сопровождение осуществляют наши партнёры – музыкальные школы Уфы. Или программа «Рисуем в музее» для детей старшего возраста, школьников, многие из которых приходят в неё, повзрослев, из «Маленького эстета». В этих занятиях особенно важно участие родителей: это и есть гарант крепкой семьи.
Светлана Владиславовна, расскажите, пожалуйста, подробнее о научно-исследовательской работе в музее?
Одна из важнейших сфер деятельности любого крупного музея – научно-исследовательская работа. Эта работа строго планируется в соответствии с составом собрания музея, его специфики и ежегодным планом экспозиционно-выставочной деятельности. В неё входят, помимо экспонирования выставок и их научной обработки, проведение научно-практических конференций и круглых столов, составление каталогов музейных коллекций, выставок и художников, и, наконец, как результат – публикация того или другого научного материала в виде каталога, альбома-каталога, научного сборника. Именно издательская часть этой работы напрямую зависит от объёмов государственного финансирования.
В 2018 году у музея появились меценаты, которых я с удовольствием назвала «попечителями выставочных и научных проектов Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова». В 2018 году ими стали Сергей Шмергельский и Дмитрий Пиксаев. Без их финансовой поддержки мы не смогли бы издать в полном объёме альбом-каталог Всероссийского конкурса изобразительного и декоративно-прикладного искусства, посвящённого 100-летию образования Республики Башкортостан. В конкурсе приняли участие десятки художников России – от Краснодара до Ямало-Ненецкого автономного округа. Кстати, Сергей Станиславович не первый раз поддерживает наши проекты: в 2015 году он стал учредителем специального приза для дипломанта Второго Республиканского открытого конкурса детского художественного творчества им. М.В. Нестерова. Его подарок – планшет со специальными функциями – получил талантливый мальчик с ограниченными возможностями здоровья.
В этом году Нестеровский музей отмечает свой 100-летний юбилей. Первым с этой исторической датой коллектив музея поздравил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
Да, это было трогательно до слёз! Телеграмма Президента была опубликована и на официальном сайте Кремля. 27 декабря 2019 года, в канун юбилея, мы получили телеграмму от Владимира Владимировича Путина – большую, проникновенную с констатацией вклада М.В. Нестерова в создание музея и наших современных достижений с пожеланиями новых творческих успехов!
Действительно, только вдумайтесь в цифры. В этом году Государственному Русскому музею исполняется 125 лет, Башкирскому государственному художественному музею им. М.В. Нестерова – 100. То есть наш музей отделяют от одного из крупнейших музеев страны, созданного ещё императором Александром III, только 25 лет! О чём это говорит? Наш музей – один из старейших музеев России и самый старейший на Урале, и в этом смысле – единственный в своём роде!
К тому же, в отличие от многих других музеев, наш музей создан по инициативе и на основе дара выдающегося уфимца, академика живописи Михаила Васильевича Нестерова. Это целенаправленный дар художника! Ведь Нестеров мог распорядиться своей коллекцией в 102 произведения совсем иначе. Мог продать и жить безбедно в будущем. Более того, он до конца своих дней заботился о пополнении музейного собрания. В этом ещё одна уникальность нашего музея, его истории и его коллекций! Мы счастливы, что на улице Ленина, где стоял дом, в котором 31 мая 1862 года родился Нестеров, установлена мемориальная доска; рядом с музеем, им созданным, – памятник, а рядом с храмом святого праведного Симеона Верхотурского разбит сквер его имени.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о запланированных мероприятиях по празднованию 100-летия музея.
Будем надеяться, что юбилейные мероприятия, запланированные на сентябрь, состоятся. Если только не возникнет непредвиденных ситуаций. Что же мы планируем? Во-первых, это крупномасштабная выставка из собрания нашего музея, которая будет экспонироваться на двух площадках: в самом музее и в Уфимской художественной галерее. В музейную экспозицию войдут экспонаты древнерусского, русского, западноевропейского и восточного искусства. Это иконопись, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство (фарфор, бронза, кость, стекло и многое другое). В Уфимской художественной галерее будет экспонироваться ретроспективная выставка изобразительного искусства Башкортостана – от произведений декоративного творчества башкир (национальный костюм, ткачество, вышивка, резьба по дереву) до произведений корифеев башкирского искусства и современных художников.
Во-вторых, это Всероссийская научно-практическая конференция «Вторые Нестеровские чтения» с последующим изданием сборника научных статей. «Первые Нестеровские чтения» были проведены в 2012 году в рамках Республиканской юбилейной программы, посвящённой 150-летию со дня рождения М.В. Нестерова. Изданный по результатам конференции сборник был высоко оценён музейным сообществом России. Во «Вторых Нестеровских чтениях» примут участие ведущие искусствоведы страны. Название проекта отражает общепринятую в научной практике традицию: в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова уже многие годы проводятся «Суриковские чтения», в Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева – «Радищевские чтения», в музее-заповеднике «Абрамцево» – «Абрамцевские чтения» и т.д. Но темы каждой конференции «Чтений» могут быть разные. Например, темой «Первых Нестеровских чтений» было творчество и художественное наследие М.В. Нестерова, темой «Вторых Нестеровских чтений» станет история музейных собраний России, «Третьи Нестеровские чтения» могут быть посвящены проблемам современного искусства и т.д. То есть для искусствоведения, музееведения и искусства Башкортостана «Нестеровские чтения» – это уже бренд и предмет нашей музейной гордости.
Следующей важной частью юбилейной программы станет Третий Республиканский открытый конкурс детского художественного творчества им. М.В. Нестерова. Выставка победителей конкурса будет экспонироваться уже традиционно в выставочном зале «Ижад» нашего музея в Уфе. В этом конкурсе участвуют юные художники не только нашей республики, но и всей России и стран ближнего и дальнего зарубежья. По своему статусу Нестеровский конкурс уже в 2012 году стал конкурсом международным. По завершении выставки будет издан альбом-каталог.
Также планируются создание и презентация телефильма, посвящённого истории и собранию нашего музея.
И, конечно же, большая культурная программа, которую откроют пресс-конференция, освящение выставки и памятника М.В. Нестерову, музыкальные выступления в музее и большой праздничный концерт в Башкирском государственном театре оперы и балета. Театральная площадка была выбрана неслучайно. В первую очередь, оперный театр исторически – это бывший Аксаковский народный дом, где изначально М.В. Нестеров планировал разместить свою коллекцию. Заложенный в 1909 году на пожертвования уфимцев, Аксаковский народный дом должен был стать центром культуры Уфы, поэтому в нём планировался музей Уфимского края, большая библиотека и картинная галерея. Напротив театра размещалась усадьба семьи Нестеровых, а на фасаде построенной на этом месте гостиницы «Агидель» в 2012 году открыта мемориальная доска.
Хочется верить, что мы сможем так же достойно, как и в 2012 году, осуществить все мероприятия юбилейной программы. Она мне видится очень органичной, динамичной и трогательной. И, конечно же, на первом плане будет звучать имя Нестерова, которое наш музей гордо носит 66 лет – с 1954 года. Не каждому городу так повезло, чтобы в его истории были такие святые имена, как Сергей Аксаков, Михаил Нестеров, Фёдор Шаляпин, Салават Юлаев, Рудольф Нуреев, Мустай Карим.
На юбилейные мероприятия, очевидно, будут приглашены ваши коллеги из других российских музеев?
Конечно! Планируется приезд около 30 сотрудников и директоров музеев России. Список приглашённых отображает историю многолетних связей нашего музея с музеями страны, которые поддерживали наши проекты своими произведениями. Это представители тех музеев, с которыми мы делали совместные выставочные и научные проекты. За этот многолетний творческий опыт совместной выставочной работы мы должны их сердечно поблагодарить. Все наши гости, наши дорогие коллеги, примут участие в каждом мероприятии юбилейных торжеств, в том числе и в «Нестеровских чтениях», и в церемониях открытий выставок, и в большой культурной программе.
Это действительно тот случай, когда имя художника не привязано только к региональному аспекту – ведь с творчеством Нестерова хорошо знакомы и москвичи, и петербуржцы. В их музеях и храмах тоже представлены произведения нашего великого земляка.
С творчеством Нестерова знакомы не только москвичи и петербуржцы: его произведения экспонируются в нескольких десятках музеев страны. И нашу коллекцию произведений Нестерова знает вся Россия, ведь мы показывали наши произведения, в том числе М.В. Нестерова и Д.Д. Бурлюка, во многих музеях страны, например, в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. А что может быть лучше для пропаганды достижений культуры нашей республики, если не выставка, которая экспонируется в Москве или Петербурге целый месяц? Поэтому нам было очень печально констатировать, что в год 100-летия со дня образования Республики Башкортостан москвичи и гости столицы не увидели уникальные произведения нашего музея. Сегодня мы, как всегда, ждём жителей разных городов нашей страны в залах музея, чтобы подарить им радость открытия творчества и Нестерова, и всех корифеев башкирского изобразительного искусства.
Расскажите о работе музея с благотворителями.
Относительно выставок Азата Миннекаева и Альфиза Сабирова я хочу назвать имена ещё двух благотворителей. Это московский Фонд поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани, который организовал и привёз в Уфу выставку Миннекаева, и уфимский предприниматель Максим Шарафутдинов, который привёз из Перми выставку Сабирова. А ведь на каждую выставку требуются немалые средства. Произведения необходимо привезти, некоторые из них оформить в рамы, напечатать баннер, афиши, пригласительные билеты, сопроводить научным и информационным материалом и создать рекламную кампанию на телевидении.
Два года назад, после экспонирования в нашем музее грандиозной выставки из Музеев Московского Кремля, ПАО «Траснефть» подарило нам витрины, изготовленные в Германии. Сегодня именно в этих витринах экспонируются скульптуры Альфиза Сабирова, а до этого экспонировалась керамика и скульптура из нашего собрания.
И, конечно же, подчеркну, что мы часто выигрываем республиканские гранты, один из которых позволил остеклить наши классические произведения и многие из них одеть в новые рамы. Сегодня они экспонируются в уникальном музейном, антибликовом стекле. В вопросе грантов и субсидий нас поддерживает Правительство и Министерство культуры республики.
Что Вы скажете об искусствоведческой школе в республике? В чём заключается особенность работы экспозитора?
Прежде всего, нужно отметить, что советская школа искусствоведения была одной из сильнейших в мире. Кто первым написал о французском импрессионизме? Советские исследователи. Или чего стоит упоминание имени академика Игоря Эммануиловича Грабаря? Его многотомная история русского искусства до сих пор – образец уникального искусствоведческого первоисточника. Двигаясь вперёд, нужно опираться на уже созданную мощную искусствоведческую базу. Даже выставки современного искусства в музее должны быть поданы в академическом ключе. Работая над выставочной экспозицией, нужно учитывать такие понятия, как ретроспектива, особенности творчества художника и, конечно же, логика ведения экскурсии.
Сделать экспозицию выставки – очень непростая задача. Необходимы серьёзные знания, ассоциативное мышление, и, конечно же, чувство пространства, цвета, линии. Ведь нужно создать такое эстетическое пространство, где каждое произведение звучало бы самостоятельно, и одновременно все вместе создавали бы полное представление о мире художника, его творческой концепции и неповторимых особенностях. Приятно, когда об экспозиции говорят как о самостоятельном произведении искусства и признают, что экспозитор – это уникальная профессия.
Но, к сожалению, и искусствовед – профессия в нашей республике редкая: у нас не просто мало людей со специальным искусствоведческим образованием – их единицы. Но есть возможность эту грустную картину исправить. Например, курсами повышения квалификации, специальными семинарами, которые до сих пор постоянно проводит Государственный Русский музей. Можно приглашать и к нам в музей специалистов из ведущих музеев страны. Но и на это нужно финансирование. Одним словом, без государственной поддержки вырастить в музее специалиста, не имеющего базового искусствоведческого образования, невозможно. Пример сказанному – высококлассные реставраторы Нестеровского музея, которые в советское время регулярно и подолгу учились во Всероссийском научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря.
Будем верить, что это осуществимо, ведь только новым поколением специалистов можно поддержать высокий статус Нестеровского музея. В завершение расскажите, пожалуйста, какой проект сегодня является для сотрудников музея главным?
Помимо традиционной для любого музея работы по ведению учёта, хранения и реставрации музейных ценностей, их изучению и пропаганде, сегодня первоначальная задача для нас – это юбилей. Мы разрабатываем концепцию выставки, готовим научные материалы и этикетаж – его нам хочется изготовить на современных, вечных материалах. Надеемся, что мы сможем изготовить более 1000 этикеток.
Что же касается экспозиции, то я её уже вижу, чувствую, но понимаю, что экспозиция – процесс неожиданный. И потому невероятно интересный! Знаю точно одно: в экспозиции юбилейной гала-выставки будут представлены лучшие произведения нашего собрания, шедевры. В особняке мы значительно расширим экспозиции произведений М.В. Нестерова и Д.Д. Бурлюка (напомним, что у нас в музее хранится самая крупная в России коллекция живописи этого всемирно известного художника, прозванного Василием Каменским «отцом российского футуризма»). Будут усилены экспозиции русского искусства ХIХ – начала ХХ века. А для этого нам необходимы дополнительные витрины, в которых мы могли бы показать графику самых маленьких форматов. Приобрести витрины – ещё одна наша задача. Не говоря уже о разнообразной печатной продукции: баннерах, афишах и т.д.
Как видим, год, несмотря на сегодняшнюю тревожную обстановку, обещает быть насыщенным. Двери нашего музея всегда открыты для посетителей, но сейчас мы, прежде всего, заботимся о безопасности друг друга. Тем не менее, я надеюсь, что скоро музей откроется, и наши зрители вновь обратятся к самому проверенному «лекарству» для души – к искусству. Поэтому, до встречи в Нестеровском!
Подготовила Диана Байтурина