С 5 по 27 июня в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова экспонируется выставка живописи и графики известных художников г. Санкт-Петербурга Владимира и Андрея Ветрогонских. В экспозиции 70 произведений двух художников отца и сына Ветрогонских.
Старший Владимир Александрович Ветрогонский (1923-2002), действительный член Российской Академии художеств, Народный художник РСФСР, педагог, воспитанник института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, ученик выдающихся художников-графиков А.Ф. Пахомова, К.И. Рудакова, В.М. Конашевича. Художник принадлежал к поколению советских художников-реалистов, творческий рассвет которых приходится на вторую половину ХХ века. Его биография похожа на биографии его сверстников. Ветрогонскому пришлось несколько месяцев голодать в блокированном городе, затем уйти на фронт и пройти через все испытания Великой Отечественной войны. После демобилизации он записал в своем дневнике, что «испытал чувство второго рождения…. Мы были наполнены восторгом перед жизнью, и никакие трудности не могли теперь сломить нас». Это настроение определило его творчество. После окончания института Ветрогонский нашел тему, над которой работал почти два десятилетия - это послевоенное возрождение страны. На выставке представлены очень известные в свое время произведения художника из графических серий «Заводские будни» (1952-1957), «Шахтеры» (1958-1960), наполненные оптимизмом, верой в будущее. В шестидесятые-семидесятые годы произведения Ветрогонского остаются свежими, современными по духу. Примером могут служить представленные на выставке работы из обширного цикла «По родному Северо-Западу». Значительное место занимают в экспозиции и мастерски написанные художником акварели, которые всегда были значительно меньше известны, чем его тематические произведения. Ветрогонский создал своеобразные пейзажи-новеллы, звучащие почти как музыка, так много он вложил в них чувства истинного восхищения, изображая утренний туман, закат солнца, набежавшую волну, старую деревню. Век XXI подходит к оценкам художественного наследия века предыдущего. С позиций нового времени будет оцениваться и творчество Владимира Ветрогонского. Как бы не менялись эстетические оценки, живость и непосредственность чувств, которые вкладывал в свои творения художник, привлекут нового зрителя, также как они привлекали и многих современников.
Андрей Ветрогонский – младший из трех сыновей Владимира Ветрогонского. Он рано начал рисовать, потом учился в средней художественной школе им. Б.В. Иогансона, а затем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. В 1981 году он окончил графический факультет. Его учителем был отец, часто говоривший об Андрее «сын то мой, а ум свой». Сын не повторил отца. Традиционный путь его не мог устроить. Андрей Ветрогонский быстро определил интересующие его темы. Свои пристрастия он определил стихотворной строчкой Александра Дольского: «…к чему давно привык…», которая стала эпиграфом его творчества. Он привык к скромной северо-западной природе, деревне, Петербургу. Представленные на выставке, пейзажи, наделенные элементами иносказательности, декоративны, изысканы по цвету и неповторимы по настроению. Часто его композиции обретают зримые приметы какой-нибудь сценки из деревенской жизни. И тогда уже трудно определить жанровая ли это картина или пейзаж с включением повествовательных деталей. Интересны названия произведений, помогающие понять зрителю замысел автора. В экспозицию вошел цикл работ, в которых доминируют человеческие отношения («Названия нет» (2004), «Бессмысленный разговор. 25 минут второго» (2008), «Гроза» (2008) и другие. Андрей Ветрогонский любит писать и натюрморты. Он включает в свои композиции глиняные и стеклянные предметы, экзотические фрукты. Он пишет и городские пейзажи, в основном петербургские, одни и те же места, в разное время года, особенно в белые ночи. Андрей Ветрогонский художник скорее камерный. Его искусство соотносится не с социальными масштабными проблемами, а с жизнью каждого человека. Он видит красоту в богатстве обыденного мира, где ценно все: и движения души человека и состояние природы, и ритм движения города. В этом обаяние и ценность его творчества.