В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова продолжает экспонироваться выставка «Памяти друзей», представляющая более 70 произведений трёх известных уфимских художников – Леонарда Абузарова (1947-1985), Салавата Ахметшина (1955-2013) и Александра Журкина (1952-2014), жизнь которых оборвалась в самом расцвете их творчества. В организации выставки активное участие приняли близкие и родные экспонентов, а её куратором стал их друг – известный уфимский художник Михаил Спиридонов.
Экспозиция трёх модулей совместила работы Леонарда Абузарова и Салавата Ахметшина, которых объединяла не только творческая, но и человеческая дружба. Леонард родом из Караидельского района Башкирии, Салават – из Шаранского. Оба получили образование на художественно-оформительском отделении (ныне – отделение изобразительных искусств) Уфимского училища искусств. Но каждый из них видел своё предназначение в искусстве.
Так, Леонард Абузаров, с его художественно-аналитическим мировоззрением создал произведения, раскрывающие внутренний мир автора, его душевные переживания, передающиеся зрителю через тот же энергетический импульс. Таково его монументальное полотно «Предстояние» (1973-1976), над которым художник работал три года, вынашивая главную мысль своего творения.
Философ и романтик, «Леонардо», как называли его друзья и сокурсники, оставил после себя художественное наследие, ставшее в один ряд с произведениями выдающихся мастеров башкирского изобразительного искусства. Не случайно, часть из них хранится в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова.
К сожалению, при жизни (погиб художник в 1985 году) Леонард Абузаров оказался в опале. Успех к художнику пришёл лишь после его смерти. Герои его картин чаще всего – одинокие люди с отрешённым взглядом и со своей трагической судьбой, брошенные на произвол судьбы животные («Старый Хасан», 1976, «Одинокий Полкан», 1980). Тогда же художник начал разрабатывать тему защиты окружающей среды, в результате чего появляется его «Индустриальный пейзаж со стрекозой» (1975) и многие другие работы, раскрывающие тонкий и поэтический мир природы, который в любую минуту может рухнуть из-за человеческого варварства над ним.
Глубокая философия заложена в композиции «Жизнь в разрезе» (1973), представляющей несколько кадров из жизни людей – от рождения до ухода в иной мир, с их горестями и радостями, ожиданием и надеждой. Мягки и лиричны образы близких людей художника («Портрет жены», 1970, «Портрет дочери», 1975). Вертикальный формат его работ зрительно увеличивает персонажи, а многоплановость композиции создаёт ощущение величия и простора («Весна. Разлив», «Девочка и лес» – 1972, Натюрморт», 1974).
Грациозен и пластичен его «Жонглёр» (1971), выполняющий свой оригинальный номер на арене цирка. В традициях наивного искусства решена жанровая композиция «Пейзаж с коровой» (1973).
Большой интерес представляет камерное живописное произведение «Последний экспресс» (1983). Та же избранная художником вертикальность, многоплановость и сферичность композиции, окрашенной романтикой наступающей ночи – холодного света вечерних фонарей и далёких огней большого города.
В традициях башкирской школы живописи представлены работы Салавата Ахметшина. Для его жанровых и тематических картин характерна иллюстративность и драматизм исторических событий. Яркая и сочная палитра раскрывает декоративный характер живописи («Молитва», 2010, «Сенокосная пора», 2007). Авторский «Ноев ковчег» объединил против стихийного бедствия людей разных возрастов, вероисповеданий и профессий в живописном полотне «В одной лодке» (2007).
В 2012 году произведением «Всадник» Салават Ахметшин становится лауреатом в номинации «Живопись» Республиканского конкурса изобразительного искусства, посвящённого 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года.
Портретное творчество художника представлено в экспозиции серией образов известных творческих личностей: друзей художника – Владимира Жигулина (2009) и Сагита Гималетдинова (2010), «Портрет писательницы Зайнаб Биишевой» (2012). Целомудренны, мягки и поэтичны портреты близких художнику людей («Файруза», 1988, «Портрет сына Марата», 1990, «Материнство», 2003). Изысканный «Букет» (2000-е) с васильками и пейзаж «Предчувствие» (2012), написанные в традициях импрессионизма раскрывают эмоциональную натуру автора.
Творчество выдающего русского пейзажиста А. Саврасова подвигло Салавата к созданию реалистических композиций со своеобразным настроением, наполненных воздухом и светом, особой философией («У водоёма», 1996, «Зимний пейзаж», 2000).
Возвращение в детство, к тихим замкнутым, заснеженным дворам повествует жанровая композиция «Ночь. Черниковская. Улица Пекинская» (1971). Натурные этюды, написанные в период пленэрных выездов в районы Башкирии, подтверждают яркий живописный талант Ахметшина («Пейзаж», 1994, «Летний этюд», 2012).
Тонко и проникновенно графическое творчество мастера. Небольшие эскизы, наброски и портретные зарисовки, представляющие собой эпизодические отрывки из жизни его семьи, виртуозно выполнены в технике карандаш, тушь, перо и сангина.
Ярким представителем стиля «фэнтэзи» и «сюрреализма» в башкирском изобразительном искусстве стал Александр Журкин. Художник вырос в семье уфимских учителей – мама преподавала уроки труда, отец – уроки черчения и рисования. С детства Саша любил, уединившись в своей комнате, лепить из пластилина какие-либо поделки. Однажды для игры он вылепил целую роту русских и французских солдат, с обмундированием времён Отечественной войны 1812 года. По воспоминаниям его близких и друзей, художник часто работал ночью, когда был предоставлен самому себе и своим безграничным художественным фантазиям. Так создавались его беспредметные композиции, наполненные причудливыми пейзажами, реальными и нереальными существами, представленными в безвременном пространстве в виде ребусного трансформера с историческими артефактами («БМК», 1990, «БМК-2», 1997). Порой, в загадочных персонажах художника можно было узнать какого-либо литературного и исторического героя, или собирательный портрет представителей разных эпох («Старая фея», 1995, «Странник», 1996).
Холодная Вечность в синей цветовой гамме, фантастический пейзаж с пещерными гротами и скалистыми очертаниями горных вершин возникают в монументальном полотне «Безмолвие» (1997). Сквозь рассеивающийся туман, среди облачной массы всплывают образы монаха с указующим жестом руки, выглянувшего из-за мольберта и трубящего в горн лицедея, пеликана с огромным открытым клювом, готового заглатить всё пространство, занявшего место на пьедестале кентавра («Утро», 1992, «Призраки рассвета», 2000).
Потусторонний мир с его доисторической каруселью, погруженной на дно океана, покрытой коррозией, мхом и отпечатками времени – всё тот же плод воображения художника. Всюду – крылатые полуптицы, полулюди, грифоны со сверлящим взглядом; в центре, словно на троне – сам автор своего творения («Аттракцион», 1991).
Александр Журкин, после Детской художественной школе № 1 г. Уфы (ныне – имени А. Кузнецова), получивший образование на живописном отделении Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, с 1979 года участвовал в молодёжных, республиканских, международных, персональных, специальных и групповых выставках. Он был начитанным человеком, прекрасно знал историю русского и зарубежного искусства. И всё же пристрастие Журкина к определённой эпохе, художественному направлению и стилю прослеживается в его произведениях. Так, интерес к готике проявился в работах «Мифы старого города» (1999) и «Замок» (2012). Пленительное искусство прерафаэлитов отразилось в изумительных композициях «Ангел» (2002) и «Муза» (2013). Что может быть прекраснее дамы с букетом цветов, с её собственным зеркальным «отражением» (2014).
Различные ассоциации у зрителя могут вызывать полотна «Жертвенник» (1989) и «Посвящение Тотуоле» (1996).
В композиции «Дорога» (2004) стремительно несущееся в пространстве фантастическое животное с рогами-антеннами и жутким взглядом выпученных глаз, взвалив на себя безвольное человеческое тело, яростно вырывает его из когтей хищной птицы.
Комок нервов, превращённый в страдальческий «микеланджевский» образ трансформируется художником в работе «Боль» (1993).
Завораживающе рождается в космическом круговороте Вселенная в авторской интерпретации «Конец начала» (1995).
Таков Мир, представленный Александром Журкиным на суд зрителя, со своими взлётами и падениями, красивый и уродливый, светлый и мрачный, реальный и призрачный.
Выставка «Памяти друзей» ярко продемонстрировала духовное единение трёх разных авторов, поделившихся со зрителем своими творческими мыслями и философией жизни.
Перейти к фотогалерее