Иоанна д’Арк на сцене Башкирского театра оперы и балета

Иоанна д’Арк на сцене Башкирского театра оперы и балета
19 октября 2016 года на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета впервые в 79-м театральном сезоне прошла опера «Орлеанская дева» П.И.Чайковского. Либретто, основанное на одноименной романтической драме Ф. Шиллера, написал сам композитор.
 
Напомним, что премьера оперы на сцене башкирского театра состоялась 16 сентября 2015 года.
 
Примечательно, что в постановке участвовал звёздный состав оперы: заглавную партию Иоанны исполнила приглашённая солистка из Екатеринбурга, лауреат международного конкурса Надежда Бабинцева, которая блистательно выступила в первые премьерные показы спектакля. В образе Агнесы предстала лауреат всероссийского конкурса Зарина Абаева из Перми, также покорившая уфимского зрителя в дни премьерного показа.
 
Наряду с приглашёнными солистами в спектакле ярко выступили артисты Башкирского государственного театра оперы и балета: заслуженный артист Республики Башкортостан Владимир Копытов (Дюнуа), Ян Лейше (Лионель), заслуженный артист Республики Башкортостан и Российской Федерации, народный артист Республики Башкортостан Раиль Кучуков (Тибо), заслуженный артист Республики Башкортостан Артур Каипкулов (Архиепископ), заслуженный артист Республики Башкортостан, заслуженный и народный артист Республики Татарстан Марат Шарипов (Бертран), Владимир Орфеев (Раймонд), Олеся Мезенцева (Ангел), Рим Рахимов (Воин), Сергей Сидоров (Менестрель), Иван Шабанов (Рыцарь).
 
За дирижёрским пультом был заслуженный деятель искусств России, народный артист Башкортостана, лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска», музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик спектакля Валерий Платонов (Пермь).
 
Стоит отметить, что специально к нынешнему показу из Ижевска в Уфу приехал сам режиссёр-постановщик оперы, лауреат международных конкурсов Филипп Разенков.
 
Уникальным моментом данной постановки является ещё то, что очень разнообразен театральный цех спектакля: декорации разработал лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» Эрнст Гейдебрехт из Германии, костюмы - Татьяна Ногинова из Санкт-Петербурга, световое оформление - Ирина Вторникова из Ростова-на-Дону, хореограф-постановщик - лауреат международных и всероссийских конкурсов Ольга Даукаева.
 
Но главным и важным моментом в этот вечер было то, что именно вчера, 19 октября, спектакль оценивали члены экспертного совета Российской Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска».
 
Анализируя столь сложную постановку, стоит сказать, что у Чайковского было неистребимое желание создать театральное произведение монументального плана, что собственно и было воссоздано в уфимской постановке.
 
В спектакле башкирского оперного театра живо переплетаются линии трагические и лирические, внешняя монументальность с внутренней бушующей энергией.
 
Перед актёрами была поставлена нелёгкая задача: показать душевные терзания героев, сохраняя при этом скупой рисунок роли. В данном музыкальном произведении необходимо сохранить силу текста Шиллера в превосходном переводе В.А.Жуковского. (Опера Чайковского сама по себе очень сложная, оттого и ставится на сценах оперных театров она не так часто).
 
Так Надежде Бабинцевой удалось показать мощь темперамента героини и в тоже время её хрупкую женскую душу через музыкальное исполнение: меццо-сопрано, местами переходящее в нижний регистр. Конечно д’Арк – женщина-воин, но ей было всего 17 лет. И именно здесь обращаешь внимание на то, что у героини два разных имени, два лица: Жанна д’Арк – бесстрашная женщина-воин, Иоанна – хрупкая девушка, абсолютно уязвимая перед силой любви.
 
Также стоит отметить партитуру цвета и света в спектакле, где цветосветовая гамма составляла свои собственные образы, точно играющие на смысл произведения.
 
Взять, например, сцену, когда Иоанна должна вот-вот убить Лионеля, в которого позволила себе влюбиться. Здесь, вместе с пронзительным и мощным звучанием оркестра, раскрываются все душевные перипетии главной героини. В то время как она в муках мечется по сценической площадке, сама сцена начинает терять свет и вскоре вовсе погружается в мрак. Кажется, что Иоанна в какой-то яме, из которой уже не выбраться, лишь сверху падают солнечные лучи, вселяющие хоть какую-то надежду на жизнь. И героиня принимает решение не убивать своего соперника – поражённого бургундского рыцаря, который в ответ на её чувства переходит на сторону французов.
 
В спектакле зритель не увидит яркой цветовой палитры, лишь черные, серые, белые цвета. Единственным ярким цветом становится красный – кровавый.
 
Помимо чётко простроенной цветовой партитуры нельзя не сказать о возможностях театральной сцены, которая меняет свой план. Некоторые части площадки имели способность то опускаться, то подниматься, тем самым, придавая ещё больше фактуры спектаклю. Сценическую яркость в спектакле придавали и масштабные сцены, заполненные большой массой людей, в тот час сменяющиеся сценами одиночества главной героини.
 
В заключение стоит отметить, что после спектакля нам удалось побеседовать с некоторыми зрителями, которые, как оказалось, пришли на этот спектакль уже не в первый раз. Несмотря на то, что постановке уже больше года, она продолжает собирать аншлаг.
 
А мы напомним, что в следующий раз «Орлеанскую деву» на сцене будут играть только в следующем году. Узнать результаты и мнение экспертного совета «Золотой маски» возможно уже будет меньше чем через месяц.

 

Интернет - портал "Культурный мир Башкортостана" учрежден по поручению Главы Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года и реализует свою деятельность при поддержке Министерства культуры Республики Башкортостан, ГАУКиИ РБ "Башкирская государственная филармония им. Хусаина Ахметова".

© 2016 All Rights Reserved. Designed By HunterWeb.ru

Контакты редакции

E-mail: kmb.rb@yandex.ru

 

Разработка сайта - HunterWeb