Каждый театр старается, чтобы с его сцены звучала опера «Кармен». Ежегодно осуществляются постановки этой оперы по всему миру, и, казалось бы, сложно удивить искушенную публику.
И сегодня, 16 сентября на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета состоялась долгожданная премьера уже давно знакомого всем сюжета. Знаменитой музыкой Жоржа Бизе открылся 79-й театральный сезон.
В премьерный день роль Кармен исполнила приглашенная артистка Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Лариса Андреева, а роль Хозе – приглашенный солист Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, Заслуженный артист Республики Башкортостан Ильгам Валиев.
Эта не первая постановка «Кармен», осуществляемая на сцене БГТОиБ, но впервые звучит на языке оригинала – французском. Постановка сопровождалась титрами с переводом на русский язык.
Приглашенный режиссер-постановщик Дмитрий Белянушкин (Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Большой театр России) вместе со своей командой, в составе которой художник-сценограф Александр Арефьев (Москва), художник по костюмам Мария Чернышёва (Москва), художник по свету Андрей Абрамов (Москва), хореографом Рамуне Ходоркайте (Москва), художник – конструктор Радик Сафин, хормейстер Альфия Белогонова, хормейстер детской оперной студии Любовь Липатова и музыкальный руководитель, дирижер-постановщик Артем Макаров решили своим взглядом посмотреть сюжет давно всем известной новеллы П.Мериме, оценить и прочувствовать внутреннюю энергию, мир главной героини Кармен.
«Кармен, позволь мне спасти тебя» - так звучат финальные слова Хозе. Но не спасти, не выбраться, не решиться – через мучительное «не» пытаются пройти герои уже ставшей «№1 в мире» оперой «Кармен» Ж.Бизе.
Дым, толпы людей, вино, пистолеты, ружья, веревки, серые тени – все становится роковым, все разрушает героев. Сама любовь и дикая страсть становятся для героев обжигающими до смерти. И чувствуется, что трагедии не миновать.
Атмосфера становится напряженной еще от того, как второй акт погружен в полумрак, собственно, как и отношения главных героев. И если в самом начале Кармен предстает в платье с туго натянутым черным поясом, в сцене обольщения Хозе она медленно разматывает розовый пояс, то в финале будет, так же туго затянут уже красный пояс, прямо ведущий к ассоциации с кровью.
В постановке действует детский хор, который в нескольких сценах выходит на сцену и становится частью этого действа. Пусть еще маленькие артисты, но чувствуется их неотделимость от этого спектакля. А ярким, кульминационным моментом, пожалуй, становится финальная сцена Кармен и Хозе. В полумраке, на фоне красных ширм, образующих арену, трагически умирает любовь, погибает тот самый цветок, вяло упавший на сцену (так же тихо и без капли пафоса упадет Кармен, попав под острие ножа возлюбленного).
Однако, несмотря на всю трагичность сюжета, постановка прошла ярко, живо и на одном дыхании. Ведь вместе с артистами дышал оркестр театра, который легким контуром вычерчивал интонационный рисунок спектакля. А судя по овациям и громким аплодисментам, зритель принял и вместе с этой интонацией проживал действие под названием «Кармен».